2.3. Программа формирования культуры здоровья школьников гимназии №8

   Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

·        Закон Российской Федерации «Об образовании»;

·        Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

·        СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;

·        Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

·        Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

·        О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

·        Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

·        Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся с соответствием Стандарта – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы общего образования.

         Программа формирования  культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учетом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

·        Неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

·        Факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков;

·        Чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающий временный разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков;

·        Активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

·        Особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающихся от таковых у взрослых, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с  серьезными хроническими заболеваниями) и восприятием ребенком состояния болезни главным образом  ограничителя свободы, неспособность прогнозировать последствия своего отношения к здоровью, что обусловливает, в свою очередь, невосприятия ребенком деятельности, связанной с укреплением  здоровья и профилактикой его нарушений, как актуальной и значимой.

 

Пути формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

 

Наиболее эффективным путем формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является направляемая и организуемая взрослыми (учителем, воспитателем, педагогом) самостоятельная работа, способствующая активной и успешной социализации ребенка в образовательном учреждении, развивающая способность понимать свое состояние, знать способы и варианты рациональной организации режима дня, двигательной активности, питания, правил личной гигиены.

         При выборе стратегии воспитания культуры здоровья в младшем школьном возрасте необходимо, учитывая психологические и физические характеристики возраста опираться на зону актуального развития, исходя из того, что формирование культуры здорового и безопасного образа жизни – необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательного учреждения, требующий соответствующей организации всей жизни образовательного учреждения, включая ее инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебного процесса, эффективной физкультурно – оздоровительной работы, рационального питания.

         Одним из компонентов формирования культуры здорового и безопасного образа жизни является просветительская работа с родителями обучающихся, привлечение родителей к совместной работе с детьми, к разработке программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

          Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, а также организация всей работы по ее реализации строится на основе научной обоснованности, информационной безопасности и практической целесообразности.

 

Цели программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

- создание условий для повышения качества общего образования, которые предполагают проведение оптимизации учебной психологической и физической нагрузки и создание в школе условий для сохранения укрепления здоровья учащихся;

-  воспитание личной ответственности за собственное здоровье и благополучие;

-  приобретение навыков здорового образа жизни, профилактика вредных привычек;

-  обретение способности к здоровому творчеству;

- формирование полноценной, всесторонне- развитой личности

 

Задачи программы:

·        Сформировать представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия  в азартных играх;

·        Дать представление, с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психотропных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

·        Сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

·        Научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;

·        Сформировать представление о правильном питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

·        Сформировать представление о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности, научить ребенка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

·        Обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

·        Сформировать навык позитивного коммуникативного общения;

·        Научить детей делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;

·        Сформировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

 

Работа образовательного учреждения по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни ведется по следующим направлениям:

 

·        Организация режима дня детей, их  питания, физкультурно-оздоровительной работы, формирование элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактика вредных привычек;

·        Организация просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);

·        Выделение приоритетов в работе образовательного учреждения с учетом результатов проведенного анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального образования;

·        Внедрение      в  систему    работы    образовательного      учреждения  дополнительных        образовательных       программ,     направленных   на   формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа жизни,     которые    должны     носить    модульный      характер,   реализовываться      во  внеурочной      деятельности      либо    включаться     в учебный   процесс;

·        Лекции,   беседы,   консультации   по   проблемам   сохранения и   укрепления   здоровья,   профилактике   вредных   привычек;

·        Проведение        дней   здоровья,     конкурсов,     праздников      и других    активных     мероприятий,       направленных      на   пропаганду здорового   образа   жизни;

·        Создание      в  гимназии    общественного       совета   по   здоровью, включающего   представителей   администрации,   учащихся   старших   классов,   родителей   (законных   представителей),   представителей   детских   физкультурно-оздоровительных   клубов.

 

Системная       работа   на  ступени    начального     общего    образования     по  формированию        культуры     здорового     и  безопасного образа    жизни    представлена     в  виде   пяти   взаимосвязанных   блоков

 

Формирование   культуры   здорового и   безопасного   образа   жизни

                                                                                                          Здоровьесберегающая инфаструктура 

                                                                                             Организация учебной и внеучебной деятельности      

                                                                                 Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы

                                                                                                         Реализация дополнительных программ

 

 

Здоровьесберегающая   инфраструктура образовательного   учреждения   включает:

     • соответствие   состояния   и   содержания   здания   и   помещений   образовательного   учреждения   санитарным   и   гигиеническим    нормам,     нормам     пожарной      безопасности,      требованиям охраны   здоровья   и   охраны   труда   обучающихся;

     • наличие      и  необходимое     оснащение      помещений      для   питания    обучающихся,       а  также   для   хранения    и  приготовления пищи;

       организацию        качественного     горячего    питания     обучающихся,   в   том   числе   горячих   завтраков;

     • оснащённость        кабинетов,     физкультурных       залов,   спортплощадок   необходимым   игровым   и   спортивным   оборудованием;

     • наличие   помещений   для   медицинского   персонала;

     • наличие      необходимого        расчёте   на  количество     обучающихся)      и  квалифицированного         состава   специалистов,      обеспечивающих   оздоровительную   работу   с   обучающимися   ( учителя   физической   культуры,   психолог,   медицинские работники).

*        

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

Гимназия № 8  по условиям обучения соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Сюда относятся все реальные условия учебного процесса: освещение, размеры учебной мебели, вентиляция учебных помещений, полиграфические параметры учебников и т. д. – все, что подлежит гигиеническому нормированию. Благоприятный температурный режим обеспечивает  отопительная система.

Для  детей занятия организованы в две смены. Уроки имеют продолжительность 45 минут для 2-11 классов, 35 минут – для 1-х классов.  Для питания учащихся отведены перемены по 15 минут, все остальные перемены 10-минутные, что позволяет учащимся восстановить умственные и физические способности до начала следующего урока.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Система питания  обеспечивает детей разнообразной, вкусной и здоровой пищей, формирует и отслеживает правила питания в классах и столовой.

В гимназии работает медицинский кабинет. Работа медицинского кабинета ориентирована на профилактику и раннее вмешательство, включая оказание неотложной помощи, первой помощи, умение работать с хронически больными детьми, связь с медицинскими учреждениями по месту жительства.

В медицинском направлении проводится большая работа по укреплению имеющегося здоровья без отрыва от занятий, профилактике сезонных заболеваний. Специалистами-медиками по плану осуществляется диспансеризация учащихся, по необходимости проводятся прививки и витаминизация.

Для профилактики простудных заболеваний в школе в осенне-весенний период проводится вакцинация.                                                                                                            

Деятельность медицинского пункта:

1. Оказание своевременной и целенаправленной медицинской помощи.

2. Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья.

3. Создание здоровой и безопасной образовательной среды (микроклимат, освещенность, мебель).

4. Повышение эффективности психологической поддержки.

*          В гимназии работают два оснащенных спортивных зала, имеется тренажёрный зал, оборудованный  необходимым спортивным инвентарём.  Все педагоги гимназии – это высококвалифицированные специалисты, имеющие стаж работы от 5 лет. Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в гимназии поддерживает квалифицированный состав специалистов:

·        Учителя физической культуры

·        Психолог

·        Медицинский работник

            Квалификационные категории специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися:

учителя физической культуры – первой и высшей квалификационной категории;

педагог - психолог – первая квалификационная категория;

медицинский работник - I квалификационной категории

В начале учебного года с самых первых дней совместно с педагогами отслеживается адаптация детей к школьным занятиям и в целом к гимназии, так как именно от этого зависит психическое здоровье детей. Психолог проводит адаптационные занятия для детей первого класса с целью создания социально-психологических условий для успешной адаптации первоклассников к школьному обучению.

В соответствии с мероприятиями программы с детьми, испытывающими психологические трудности, проводятся тренинговые занятия.

Рациональная   организация   учебной и   внеучебной   деятельности   обучающихся  направлена        на  повышение       эффективности       учебного     процесса,    снижение     при  этом   чрезмерного      функционального       напряжения       и  утомления,     создание    условий    для   снятия    перегрузки,   нормального   чередования   труда   и   отдыха,   включает:

     • соблюдение       гигиенических       норм   и  требований      к  организации   и   объёму   учебной   и   внеучебной   нагрузки   (выполнение   домашних   заданий,   занятия   в   кружках   и   спортивных   секциях)   учащихся   на   всех   этапах   обучения;

• использование   методов   и   методик   обучения,   адекватных возрастным   возможностям   и   особенностям   обучающихся   (использование   методик,   прошедших   апробацию);

     • введение      любых    инноваций      в  учебный     процесс    только под   контролем  специалистов;

     • строгое     соблюдение      всех   требований     к  использованию технических       средств   обучения,     в  том   числе   компьютеров       и аудиовизуальных   средств;

     • индивидуализация         обучения     (учёт  индивидуальных        особенностей      развития:    темпа    развития    и  темпа    деятельности), работа     по  индивидуальным         программам      начального     общего образования;

     • ведение     систематической       работы     с  детьми   с  ослабленным     здоровьем     и  детьми    с  ограниченными        возможностями здоровья,     посещающими         специальные       медицинские       группы под   строгим   контролем   медицинских   работников.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работы педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

Организация образовательного процесса строится с учетом гигиенических норм и требований к орга­низации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях).

В учебно-воспитательной работе решается задача гигиенического нормирования учебной нагрузки и объема домашних заданий с учетом школьного расписания. На уроках и во внеурочной работе применяется здоровьесберегающие технологии, в основе которых общеклассное взаимодействие и микрогрупповая работа.

 

В гимназии № 8 используются инновационные педагогические технологии, сберегающие здоровье: игровые методики и развивающие уроки в начальной школе, проектная деятельность и уроки, использующие возможности персонального компьютера в учебном процессе.

Одним из факторов, позволяющих приблизить школьную среду к естественной среде обитания ребенка, является оптимизация двигательного режима ученика. Гимнастика на уроке позволяет снимать состояние усталости на уроке, ослабить психологическую напряженность, вызванную интенсивностью занятия и просто дать ребенку возможность подвигаться. Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включают в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения.

Уроки физического воспитания проходят по расписанию. Для создания оптимальных условий обучения и развития детей уроки физкультуры во всех классах проводятся двумя педагогами, что позволяет сделать физическую нагрузку направленной на оздоровление учащихся. Это позволяет делить детей на подгруппы по медицинским или физиологическим показателям, по видам деятельности на уроке. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры и некоторых других предметов проводятся на свежем воздухе.

 

Внедрение оптимальной системы  медико -педагогического обеспечения по оказанию помощи детям.

 

п/п

Мероприятия

Сроки

 Исполнители

1.

 Организация оздоровительных режимных моментов в ор­ганизации занятий в первой половине дня (зарядка, физ­культминутки) 

Ежедневно

Учителя-предметники

2.

 Организация учебных занятий с исключением факторов, негативно влияющих на здоровье учащихся (неподвижная поза на уроке, отсутствие живых чувственных ощущений, преобладание словесно-информационного принципа учеб­ного процесса, отсутствие чувственно-эмоционального фона на уроке).

Ежедневно

Учителя-предметники

3.

Составление расписания уроков, предусматривающее че­редование предметов с высоким баллом по шкале трудно­сти с предметами, которые позволяют частичную релакса­цию учащихся.

Начало учебного года

зам.директора по УВР 

4.

Своевременное информирование субъектов образовательного процесса о состоянии здоровья учащихся и усло­виях, способствующих сохранению и развитию здоровья.

Один раз в полугодие

Зам. директора, медсестра

6.

Мониторинг физического здоровья учащихся по итогам медосмотра.

Один раз в год

медсестра

7.

 Использование диагностики по выявлению вредных привычек среди детей и подростков.

 Ежегодно

Психолог, мед.сестра

 8.

Анализ состояния психического здоровья вновь поступив­ших учащихся.

Два раза в год

Психолог

9.

 Проведение общешкольных родительских собраний по ак­туализации ценности здоровья.

Два раза в год

Зам директора по ВР Классные ру­ководители

11.

 Проведение психологических тренингов для формирова­ния благоприятного морально-психологического климата среди всех субъектов образовательного процесса.

Один раз в четверть

Психолог

 12.

 Проведение с учащимися коррекционно – оздоровительных мероприятий (СМГ, дыхательная гимнастика, психокоррекция.)

 

Постоянно

Учителя – предметники, психолог,

преподавтель ФК

 13.

 Проведение смотров учебных кабинетов на предмет  соответствия  требованиям  санитарно – гигиенических условий к  кабинету.

Два раза в год

 Комиссия

 14.

 Обеспечение условий для предупреждения травматизма через:

- организацию досуга школьников во время перемен;

 - соблюдение техники безопасности при организации учебно – воспитательного процесса ( на уроках и занятиях в системе доп. образования)

 

Постоянно

 

Преподаватели

 

Пропаганда здорового образа жизни в системе учебной деятельности.

  

Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

Обеспечение выполнения программы по курсу ОБЖ.

Постоянно

Администрация

2.

Организация и проведение сборов, соревнований.

 

Ежегодно

Педагог-организатор ОБЖ

3.

Организация воспитательной работы по возрастам по формированию навыков ЗОЖ:

-проведение классных часов, Дней здоровья;

-          организация тематических выставок плакатов, рисунков;

-          проведение конкурсов сочинений;

-          проведение массовых спортивных праздников;

проведение тематических радиолинеек по пропаганде ЗОЖ.

 

Весь период

 

Кл. руководители,

Педагог-организатор, преподаватели физ. культуры, ОБЖ

4.

Проведение школьных мероприятий по привитию навыков правильного поведения детей в опасных для жизни ситуациях:

-          Дни ГО;

-  «Зарница», Турслет;

 

 По плану

 

Педагог-организатор ОБЖ, учителя физкультуры

5.

 Участие в операции « Внимание, дети!», смотре – конкурсе «Безопасное колесо»

Ежегодно

Педагог-организатор, классные руководители

 

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся.  Используемые в гимназии учебно-методические комплексы содержит материал для регулярного проведения  учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения:  в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений  знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал,  связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.

В гимназии строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств. Гимназия № 8 имеет современную материальную, учебно-методическую и кадровую базу, позволяющую в полном объеме проводить мероприятия по оздоровлению и сохранению здоровья учащихся и работников.

Учебные классы оснащены компьютерами, видеомагнитофонами, телевизорами, музыкальными центрами, сканерами, принтерами, цифровыми фото- и видеокамерами, мультимедийным проектором.

Все компьютеры имеют высокоскоростной доступ во всемирную сеть Internet.

В учебных кабинетах много зелени, позволяющей поддерживать естественный микроклимат внутри классных комнат.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход  детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности  в дошкольном возрасте) к учебной.

Эффективная   организация физкультурнооздоровительной   работы направленна        на   обеспечение       рациональной       организации двигательного   режима   обучающихся,   нормального   физического   развития    и   двигательной     подготовленности        обучающихся всех    возрастов,    повышение      адаптивных      возможностей       организма,     сохранение      и  укрепление      здоровья    обучающихся        и формирование   культуры   здоровья,   включает:

     • полноценную         и  эффективную       работу    с  обучающимися всех   групп   здоровья   (на   уроках   физкультуры,   в   секциях   и   т.   п.);

     • рациональную        и  соответствующую        организацию       уроков физической   культуры   и   занятий   активнодвигательного   характера   на   ступени   начального   общего   образования;

     • организацию   занятий   по   лечебной   физкультуре;

     • организацию        часа   активных     движений      (динамической паузы)   между      и      уроками;

     • организацию динамических перемен, физкультминуток на   уроках, способствующих   эмоциональной   разгрузке   и   повышению   двигательной   активности;

     • организацию         работы    спортивных       секций     и  создание

условий   для   их   эффективного   функционирования;

     • регулярное      проведение      спортивнооздоровительных            мероприятий       (дней   спорта,    соревнований,      олимпиад,      походов и   т.   п.).

Проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий стало традицией в  воспитательном процессе школы, особое место среди спортивных праздников занимают Дни здоровья, когда все ученики участвуют в различных  соревнованиях, отмечаются победители. Стали традиционными походы, лыжные соревнования, спортивные игры на местности. Для младших ребят проводятся конкурсы: «Папа, мама, я –  дружная спортивная семья», «Весёлые старты».

    Регулярно проводятся спортивные соревнования по игровым видам спорта, школьная команда непременный участник всех городских соревнований.

 Мероприятия

Сроки

Исполнители

1.

 Использование на уроках физической культуры новых методов проведения уроков с более высоким уровнем двигательной активности.

Постоянно

 Учителя физкультуры

2.

Комплектование кабинета физкультуры   необходимым  спортивным оборудованием и инвентарем

Ежегодно

Администрация. Учителя физкультуры

3.

 В рамках реализации областной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту», в целях развития массового детского спорта, организации досуга обучающихся в вечернее время     проводятся спортивные секции

Постоянно

Учителя физкультуры

4.

Совершенствование спортивно массовой работы через систему дополнительного образования в Центре Спорта и Здоровья:

-          организация спортивных секций, танцевального  кружка;

-          обучение спортивным играм.

 

 Работа спортивных секций на базе школы:

- баскетбол;

- волейбол;

- лыжный спорт;

- легкая атлетика;

- акробатика;

- черлидинг

                  

 

Постоянно

 

Руководители кружков,

Тренера ДЮСШ

Вопросы физической культуры и оздоровления школьников регулярно обсуждаются на педагогических советах и совещаниях, родительских собраниях.

        Решение оздоровительных задач средствами физической культуры и спорта.

Тематика бесед, утренников, классных часов по вопросам гигиены, охраны здоровья и формирования здорового образа жизни:

1.     1-4 классы:
1. Цикл бесед "Гигиена школьника".
2. "Чтобы зубы не болели".
3. "Да здравствует мыло душистое".
5. "О хороших привычках".
6. "Учимся отдыхать".
8. "Ты и телевизор".
9. "ТВ + здоровье".
10. "Твой режим дня".
12. "Смейся на здоровье. Улыбка и хорошее настроение".
13. Цикл классных часов "Как уберечь себя от беды".
14. Цикл классных часов "Наше здоровье в наших руках".
15. Инструктажи по предупреждению травматизма (ПДД, поведение на уроках физкультуры, правила техники безопасности на уроках технологии, во время прогулок, экскурсий и походов).
16. Занятия по профилактике наркомании.

Тематика родительских собраний и других мероприятий для родителей по проблеме формирования здорового образа жизни (с привлечением медицинских работников):

1. "Здоровье ребенка в руках взрослых",
2. "Здоровая семья: нравственные аспекты",
3. "На контроле здоровье детей",
4. "Режим труда и учебы",
5. "Физическое воспитание детей в семье",
6. "Алкоголизм, семья, дети",
7. "Пагубное влияние курения табака на здоровье человека",
8. "Предупреждение нервных и сердечных заболеваний в годы юности",
9. "Вредные привычки у детей",
10. "Подготовка к экзаменам. Как противостоять стрессу",
11. "Вопросы, которые нас волнуют",
12. "Эти трудные подростки",
13. "Взрослые проблемы наших детей",
14. "Физическое развитие ребенка и пути его совершенствования",
15. "Курение и статистика",
16. "Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) - реальность или миф",
17. "Наркотики в зеркале статистики",
18. "Социальный вред алкоголизма",
19. "Психология курения",
20. "Нецензурная брань - это тоже болезнь".
21. Наблюдения родителями режимных моментов в детском саду, содержащих в себе оздоровительный эффект.
22. Обучение родителей оздоровительным технологиям.
23. Родительские мини-клубы

Профилактика травматизма

1.

Занятия по правилам дорожного движения

В течение года

1-4-й

Зам. директора по УВР, классные руководители

2.

Тематические уроки по профилактике травматизма в рамках курсов ОБЖ , биологии, окружающего мира

По программе

1-4-й

Преподаватели ОБЖ, биологии, учителя начальных классов

3.

Инструктаж сотрудников  и учащихся школы по правилам техники безопасности

сентябрь

1-4-й

Директор школы, классные руководители

4.

Статистика и анализ случаев травматизма в школе

В течение года

1-4-й

Зам .директора по УВР, фельдшер

 

Реализация   дополнительных   образовательных   программ   предусматривает:

     • внедрение      в  систему    работы    образовательного      учреждения   программ,   направленных   на   формирование   ценности   здоровья   и   здорового   образа   жизни,   в   качестве   отдельных   образовательных      модулей     или   компонентов,      включённых      в  учебный   процесс;

     • проведение   дней   здоровья,   конкурсов,   праздников   и   т.   п.

    

 

1.Вовлечение  детей    в   спортивные секции и кружки.

сентябрь

2011-2015г.

Руководитель кружка

тренер ДЮСШ

2.Организация работы спортивных залов в вечернее время с целью занятости подростков.

Работает Центр Спорта и Здоровья на базе школы (в вечернее время и выходные дни)

В течение года

2011-2015г

Зам. директора по УВР, руководители секций

3. Участие в межведомственной программе «Твой путь к здоровью»

1-4 классы

В течение года

2011-2015г

Зам. директора по УВР, классные руководители

4. Конкурс по параллелям классов «За здоровый образ жизни».

в течение года

2011-2015г

зам. директора

по ВР, психолог, классные руководители.

4.Работа   по  профилактике употребления ПАВ 

-  По профилактике табакокурения.

-  По   профилактике   алкоголизма   и

наркомании.

 

в течение года

2011-2015г

зам. директора

по ВР, психолог, классные руководители.

5.Реализация программы «Равновесие» по формированию психологического здоровья школьников

в течение года

2011-2015г

зам. директора

по ВР, психолог, классные руководители.

6. Организация летнего оздоровительного отдыха обучающихся на базе школы

2011-2015г

зам. директора

по ВР, Начальник летнего оздоровительного центра с дневным пребыванием детей

  

 Программы,        направленные        на   формирование        ценности здоровья   и   здорового   образа   жизни,   предусматривают   разные формы   организации   занятий:

     • интеграцию   в   базовые   образовательные   дисциплины;

     • проведение   часов   здоровья;

     • факультативные   занятия;

     • занятия   в  спортивных секциях и  кружках;

     • проведение       досуговых     мероприятий:      конкурсов,     праздников,   викторин,   экскурсий   и   т.   п.;

     • организацию   дней   здоровья.

 

Просветительская   работа   с   родителями  (законными   представителями)   включает:

     • лекции,     семинары,      консультации,      курсы   по   различным вопросам      роста   и  развития   ребёнка,    его  здоровья,    факторам, положительно        и  отрицательно      влияющим       на  здоровье    детей и   т.   п.;

     • приобретение       для   родителей    (законных     представителей) необходимой   научно-методической   литературы;

     • организацию        совместной     работы    педагогов    и  родителей (законных   представителей)   по   проведению   спортивных   соревнований,      дней   здоровья,    занятий    по  профилактике       вредных привычек   и   т.   п.

В гимназии сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков и агитационных плакатов.

Определенная работа ведется учителями по охране жизни и здоровья обучающихся основам безопасности жизнедеятельности. Лекции, классные часы, беседы, просмотры учебных фильмов, тренировочные эвакуации на случай чрезвычайных ситуаций формируют у детей желание заботиться о своем здоровье.

Оценка эффективности реализации программы

Основные результаты реализации программы  формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

 

Планируемые результаты работы по программе:

·        пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);

·        формирование установки на использование здорового питания;

·        использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;

·        применение рекомендуемого врачами режима дня;

·        формирование знаний о негативных факторах риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

·        становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение,  употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;

·        формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.  

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".