2.1. Программа формирования универсальных учебных действий

  Пояснительная записка

Программа формирования универсальных учебных действий разработана

       - в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стан­дарта начального общего образования (далее - Стандарт) к структуре про­граммы формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

      - определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени началь­ного общего образования;

      - содержание разработано с опорой на основные положения разработки Программы фор­мирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее ПУУД НОО);

направлена

       - на освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках от­дельных дисциплин в сочетании с сознательным, активным присвоением ими нового соци­ального опыта;

       - на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обес­печивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование при условии сохранения и укрепления здоровья обучаю­щихся, формирования общей культуры обучающихся, духовно -нравственного, социаль­ного, личностного и интеллектуального развития.

призвана обеспечить

       - достижение планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

- выявление и развитие способностей всех обучающихся

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования (далее – программа формирования УУД)

-  конкретизирует  требования   к  результатам  начального   общего   образования и дополняет традиционное содержание образовательно - воспитательных программ  гимназии № 8;

-   применяется для планирования образовательного процесса в начальных классах  гимназии № 8 и обеспечения преемственности образования с дошкольными образовательными уч­реждениями и средней школой;

-   является основой для разработки учебных планов, программ, учебно – методических материалов и пособий в системе начального образования.

Программа формирования УУД направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, и призвана способствовать реализации развивающего потенциала начального общего образования, развитию системы универсальных учебных действий, выступающей как инвариантная основа образовательного процесса и обеспечивающей школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.


Программа формирования УУД для начального общего образования:

    устанавливает ценностные ориентиры начального общего образования;

    определяет понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий в младшем школьном возрасте;

    определяет содержательные   и   организационные   компоненты   формирования универсаль­ных учебных действий;

    выявляет связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов;

    определяет условия, обеспечивающие преемственность программы формирования у обучающихся универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию.

4.1.  Ценностные ориентиры начального общего образования

Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-         чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;

-         восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;

формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:

-         доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-         уважения к окружающим – умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;

развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-         принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

-         ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-         формирования чувства прекрасного и эстетических чувств благодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

-         развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-         формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

-         формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-         развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

-         формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-         формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

4.2. Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся  и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Три вида личностных действий:

         личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

         смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

         нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

         целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

         планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

         прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

         коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

         оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

         саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия

включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

         самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

         поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

         структурирование знаний;

         осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

         выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

         рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

         смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

         постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

         моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

         преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

         анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

         синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

         выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

         подведение под понятие, выведение следствий;

         установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

         построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

         доказательство;

         выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы:

         формулирование проблемы;

         самостоятельное создание способов решения проблем
творческого и поискового характера.

Коммуникативные универсальные учебные действия

обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

         постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

         разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

         управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий;

         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

    4.3.  Содержательные   и   организационные   компоненты формирования универсаль­ных учебных действий

       4.3.1. Особенности обучающихся начальной школы.

      Программа формирования УУД  гимназии № 8 составлена с учётом особенностей пер­вой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

В соответствии с ФГОС начальная школа - особый этап в жизни ребёнка, связанный:

с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка - с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном при­зна­нии и самовыражении;

с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; пла­нировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

с   моральным   развитием,   которое   существенным   образом   связано   с   характером сотрудничества   со   взрослыми   и   сверстниками,   общением   и   межличностными отно­шениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения. Таким   образом,   содержание   программы   учитывает   характерные   для   младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет):

центральные   психологические   новообразования,   формируемые   на   данной   ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, про­извольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и спо­собов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-сим­волическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и от­ношений объектов;

развитие целенаправленной и мотивированной активности обучающегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование ус­тойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения.

      Возрастные особенности младших школьников

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спо­койного и равномерного физического развития.

При определении стратегических характеристик содержания ПУУД учитывается суще­ствующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их по­знавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особен­ностями детей младшего школьного возраста. Успешность и своевременность формирова­ния новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности I ступени общего образования.

Необходимое условие обеспечения эффективности реализации Программы форми­рования УУД состоит в соблюдении принципа сензитивности возрастного развития детей млад­шего школьного возраста.

Условием повышения эффективности образования является целенаправленная и после­довательная реализация компетентностного и системно - деятельностного подходов.

В рамках обозначенных подходов оптимально формируются основные структурные компоненты учебной деятельности в качестве которых мы рассматриваем «общеучебные (уни­версальные учебные) действия - мотивы, особенности целеполагания (учебная цель и задачи), учебные действия, контроль и оценка, сформированность которых является одной из состав­ляющих успешности обучения в образовательном учреждении.       

4.3.2. Модель содержания программы формирования УУД в начальной школе

Важнейшей частью ПУУД НОО является инновационная содержательно — орга­низационная модель ФУУД МОУ гимназии № 8, которая обеспечивает интеграцию образова­тельных компонентов: учебной и внеурочной составляющих учебного плана образователь­ной программы школы.

Содержательная часть модели представляет схему взаимосвязи видов универсальных учебных действий с их распределением по блокам, педагогических и образовательных технологий    урочной    и    внеурочной    деятельности, включая методы, средства формирования  и  оценки  УУД,   формы  организации  развивающей  деятельности  с
выходом     на     эффект     повышения     педагогической     культуры     родителей и профессиональной компетентности педагогов. Интегрирующей составляющей является позиционные отношения участников образовательного процесса: учителя- ребенка- специалиста - родителя;

Организационная часть модели включает описание в виде перечня технологий, методов, средств,   форм   организации   и   оценивания  результатов   обучения, личностного и интеллектуального развития и воспитания обучающихся.

 Описание содержательно - организационной модели формирования УУД в начальной школе МОУ гимназии №8

Компоненты модели

I. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой генезис и развитие каждого из видов УУД (личностных, метапредметных и предметных) определяется его отношением с другими видами УУД и общей логикой возрастного развития;

Существенное     место     в     преподавании     школьных    дисциплин    отводится метапредметным учебным действиям. Под метапредметными (т.е. «надпредметными» или «метапознавательными»)   действиями   понимаются   универсальные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью.

Овладение   учащимися   универсальными  учебными  действиями   (личностными,регулятивными,    общепознавательными    и    логическими;    коммуникативными, знаково-символическими     действиями)  происходит  в  контексте разных учебных предметов и внеурочной деятельности.

Отбор  и  структурирование  содержания  образования,  выбор     технологий, методов, определение форм обучения осуществляется учителем с учетом цели формирования конкретных  видов   универсальных  учебных  действий.  

Развитие УУД решающим образом зависит от способа построения содержания учебных предметов.

Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, оп­ределяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием.

При формировании универсальных учебных действий необходимо исходить из специ­фики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учеб­ной деятельности, которые включают: 1) познавательные и учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, кон­троль и оценка).

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освое­ния учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценно­стно-смысловых оснований личностного морального выбора.

Система предметных действий строится как проекция универсальных учебных действий на предметное содержание через преломление на специфику предмета). Предметные действия направлены на применение знаний,  их преобразование и получение нового знания.

          Учение более не рассматривается   как простая трансляция   знаний от учителя к учащимся, а выступает как сотрудничество в ходе овладения знаниями решения проблем - совместная работа учителя и учеников с привлечением родителей как полноправных инициативных  участников.   Единоличное  руководство   учителя   в   этом   сотрудничестве
замещается активным участием учащихся инициативностью родителей в выборе содержания и
методов обучения. Все это придает особую актуальность задаче формирования в начальной школе коммуникативного компонента универсальных учебных действий.

Формирование УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под   руководством   педагога   учебной   деятельности   к   деятельности самообразования и самовоспитания. 

Активность обучающегося является основой достижения развивающих целей обучения - знание не передается в готовом виде, а строится самим учащимся в процессе познавательной, исследовательской деятельности. В образовательной практике реализуется переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе учащихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Общие учебные действия, имеют приоритетное значение над узко – предметными знаниями   и   навыками.   При   организации   образовательного      процесса превалируют   технологии   и   методы,   обеспечивающие   становление самостоятельной творческой   учебной   деятельности   учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач:

системно-деятельностный подход в обучении,

развивающее обучение,

проблемное-диалогическое обучение,

исследовательские, проектные методы обучения,

система инновационной оценки «Портфолио»

технология формирования самооценки

 Реализация   вариативного    компонента   образования обуславливает выбор содержания, технологий и методов в границах учебных программ.

 В ходе реализации ПУУД гимназии № 8 будут созданы и обеспечены условия само­актуализации личности младших школьников в эффективных формах формирования само­стоятельности, инициативы и ответственности через организацию образовательной дея­тельности

 

Инновационные формы организации образовательной деятельности:

 

 

Развивающая направленность способностей и компетентностей

Формы организации

Адресность

Познавательно           -творческие, мета­предметные

Система клубов, секций, студий и кружков, общественно полезная деятельность, в том числе социаль­ная практика, с использованием возмож­ностей муниципальных образова­тельных учреждений дополнитель­ного образо­вания детей;

Участие     всех     обучающихся     в соответствии с индивидуальными интересами и возможностями

Познавательно           -интеллектуальные, учебно - логические, предметные

Интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-иссле­довательская деятельность;

Участие обучающихся, имеющих способности в определенной области в соответствии с инди­видуальными     интересами     и возможностями


Учебно-управ­ленческие уме­ния, организаци­онные, регуля­тивные

Проектирование и развитие внут­ришкольной социальной среды;

Участие обучающихся, их родителей (законных предста­вителей), педагогических ра­ботников и общественности

Профессиональные

Современные образовательные технологии деятельностного типа;

Использование педагогами в обра­зовательном процессе

Учебно  -информационные, регулятивные

Эффективная самостоятельная ра­бота обучающихся

Участие всех обучающихся при поддержке специалистов и других педагогических работников;

Учебно  -информационные, личностные

Приобретение опыта реального управления и действия

Включение обучающихся в процессы познания и преобразова­ния внешкольной социальной среды города

 

4.4. Критерии оценки сформированности УУД у учащихся

·                        соответствие возрастно-психологическим  нормативным требованиям;

·                         соответствие свойств  универсальных действий заранее заданным требованиям.

Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий и обработка данных производится совместно с психологом.

4.5. Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Русский язык обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий.

Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий – замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова).

Изучение русского языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.

Литературное чтение

Учебный предмет «Литературное чтение» обеспечивает формирование следующих УУД:

         смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

         самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации;

         основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

         эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

         нравственно-этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

         эмоционально-личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

         умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

         умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

         умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

         умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

Иностранный язык  обеспечивает прежде всего развитие коммуникативных действий, формируя коммуникативную культуру обучающегося.

 Изучение иностранного языка способствует:

         общему речевому развитию учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

         развитию произвольности и осознанности монологической и диалогической речи;

         развитию письменной речи;

         формированию ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональные состояние и переживания; уважение интересов партнёра; умение слушать и слышать собеседника; вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.

Знакомство обучающихся с культурой, историей и традициями других народов и мировой культурой, открытие универсальности детской субкультуры создаёт необходимые условия для формирования личностных универсальных действий – формирования гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Математика

 На ступени начального общего образования этот предмет является основой развития у обучающихся познавательных действий:

         логических и алгоритмических, включая знаково-символические,

         планирование (последовательности действий по решению задач),

         систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой,

         моделирование,

         дифференциацию существенных и несущественных условий,

         аксиоматику,

         формирование элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности.

Моделирование включает в свой состав знаково-символические действия:

         замещение,

         кодирование,

         декодирование.

С их освоения и должно начинаться овладение моделированием. Кроме того, учащийся должен осваивать системы социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре и необходимых как для обучения, так и для его социализации.

«Окружающий мир».

 В сфере личностных универсальных действий изучение предмета обеспечивает формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности:

         умения различать государственную символику Российской Федерации и своего региона, описывать достопримечательности столицы и родного края, находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его столицу; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

         формирование основ исторической памяти – умения различать в историческом времени прошлое, настоящее, будущее, ориентации в основных исторических событиях своего народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России, фиксировать в информационной среде элементы истории семьи, своего региона;

         формирование основ экологического сознания, грамотности и культуры учащихся, освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения;

         развитие морально-этического сознания – норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;

         принятие обучающимися правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья.

Изучение предмета способствует формированию общепознавательных универсальных учебных действий:

         овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией, в том числе с использованием различных средств ИКТ;

         формированию действий замещения и моделирования;

         формированию логических действий сравнения, подведения под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.

Музыка

На основе освоения обучающимися мира музыкального искусства в сфере личностных действий будут сформированы: эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и традициям, многообразию музыкального фольклора России, образцам народной и профессиональной музыки обеспечит формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе.

Будут сформированы коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии и умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и передавать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыражения.

В области развития общепознавательных действий изучение музыки будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Изобразительное искусство

 Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий.

Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям – целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Технология

 Специфика этого предмета и его значимость для формирования универсальных учебных действий обусловлена:

         ключевой ролью предметно-преобразовательной деятельности как основы формирования системы универсальных учебных действий;

         значением универсальных учебных действий моделирования и планирования, которые являются непосредственным предметом усвоения в ходе выполнения различных заданий по курсу;

         специальной организацией процесса планомерно-поэтапной отработки предметно-преобразовательной деятельности обучающихся в генезисе и развитии психологических новообразований младшего школьного возраста – умении осуществлять анализ, действовать во внутреннем умственном плане; рефлексии как осознании содержания и оснований выполняемой деятельности;

         широким использованием форм группового сотрудничества и проектных форм работы для реализации учебных целей курса;

         формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности учащихся.

         изучение технологии обеспечивает реализацию следующих целей:

         формирование картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

         развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе развития способности учащегося к моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей);

         развитие регулятивных действий, включая целеполагание; планирование (умение составлять план действий и применять его для решения задач); прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

         формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

         развитие планирующей и регулирующей функции речи;

         развитие коммуникативной компетентности обучающихся на основе организации совместно-продуктивной деятельности;

         развитие эстетических представлений и критериев на основе изобразительной и художественной конструктивной деятельности;

         формирование мотивации успеха и достижений младших школьников, творческой самореализации на основе эффективной организации предметно-преобразующей символико-моделирующей деятельности;

         ознакомление обучающихся с правилами жизни людей в мире информации: избирательность в потреблении информации, уважение к личной информации другого человека, к процессу познания учения;

         ознакомление обучающихся с миром профессий и их социальным значением, историей их возникновения и развития как первой ступенью формирования готовности к предварительному профессиональному самоопределению.

Физическая культура

Этот предмет обеспечивает формирование личностных универсальных действий:

         основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

         освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуждается, готовности принять на себя ответственность;

         развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

         освоение правил здорового и безопасного образа жизни.
«Физическая культура» как учебный предмет способствует:

         в области регулятивных действий развитию умений планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия;

         в области коммуникативных действий развитию взаимодействия, ориентации на партнёра, сотрудничеству и кооперации.

4.6. Обеспечение преемственности программы формирования универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному и основному общему образованию

Организация преемственности

Проблема организации преемственности обучения затрагивает все звенья существующей образовательной системы, а именно: переходы из дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в образовательное учреждение, реализующее основную образовательную программу начального общего образования и далее основную образовательную программу основного и среднего (полного) образования, и, наконец, в высшее учебное заведение.

Исследования готовности детей к обучению в школе при переходе от предшкольного к начальному общему образованию показали, что обучение должно рассматриваться как комплексное образование, включающее в себя физическую, психологическую и социальную готовность.

Физическая готовность определяется состоянием здоровья, уровнем морфофункциональной зрелости организма ребёнка, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность. В эмоционально-личностной готовности главную роль играет произвольность поведения, учебно-познавательная мотивация и формирование самооценки. Наличие у ребёнка мотивов учения является одним из важнейших условий успешности его обучения в начальной школе.

Социальная готовность – потребность ребёнка общаться с другими детьми, подчиняться интересам группы, способность принять роль школьника в ситуации обучения.

Формирование фундамента готовности перехода к обучению на ступени начального общего образования должно осуществляться в рамках специфически детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки и пр.

Не меньшее значение имеет проблема психологической готовности детей и при переходе обучающихся на следующую ступень общего образования. Трудности такого перехода – ухудшение успеваемости и дисциплины, рост негативного отношения к учению, возрастание эмоциональной нестабильности, нарушения поведения – обусловлены следующими причинами:

         необходимостью адаптации обучающихся к новой организации процесса и содержания обучения (предметная система, разные преподаватели и т. д.);

         совпадением начала кризисного периода, в который вступают младшие подростки, со сменой ведущей деятельности (переориентацией подростков на деятельность общения со сверстниками при сохранении значимости учебной деятельности);

         недостаточной готовностью детей к более сложной и самостоятельной учебной деятельности, связанной с показателями их интеллектуального, личностного развития и главным образом с уровнем сформированности структурных компонентов учебной деятельности (мотивы, учебные действия, контроль, оценка).

Все эти компоненты присутствуют в программе формирования универсальных учебных действий. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы является ориентация на возрастно-психологические особенности развития детей и ключевой стратегический приоритет непрерывного образования - формирование умения учиться, которое должно быть обеспечено формированием системы универсальных учебных действий.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".