3.3. Внеурочная деятельность

 

Организация внеурочной деятельности обучающихся
гимназии № 8 им. Л.М. Марасиновой

в рамках введения ФГОС

 

Пояснительная записка

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением в том числе и через внеурочную деятельность.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимают образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Требования ФГОС к организации внеурочной деятельности школьников:

u на внеурочную деятельность на усмотрение и с учетом возможностей гимназии отводится до 10 часов в неделю;

u образовательное учреждение вправе само определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы;

u часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и родителей (законных представителей);

u аудиторных занятий не должно быть более 50%;

u все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.

 

Внеурочная деятельность для каждого первого класса начальной школы составляет до 10 часов и реализует программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения результатов в обучении и воспитании школьников, определенных ФГОС.

Предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, а для достижения метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает её, исходя из своих интересов, мотивов. Внеурочная деятельность ориентирована на образовательные запросы учащихся, родителей (законных представителей), общества, государства. Принятие ребенком ценностей происходит через его собственную деятельность, педагогически организованное сотрудничество с учителями и воспитателями, родителями, сверстниками, другими значимыми для него субъектами. В её организации используются различные источники базовых ценностей (содержание учебного материала, фольклор, художественная литература, фильмы и т. д.), организуется через согласованность деятельности различных субъектов воспитания и социализации, при ведущей роли гимназии  и учёте возможностей социума в воспитании и социализации детей.

Реализация программы воспитания и социализации младших школьников будет способствовать:

u овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;

 

u формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;

 

u формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.

 

 

Цель и задачи внеурочной деятельности

Цель: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи:

u обеспечение благоприятной адаптации ребенка в гимназии;

u оптимизирование учебной нагрузки обучающихся;

u создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;

u выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей учащихся к различным видам деятельности;

u развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;

u создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;

u развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества, расширение рамок общения с социумом.

 

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах, как экскурсии, кружки, секции, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно - полезные практики и других.

 

Модель внеурочной деятельности

Для реализации программы воспитания и социализации младших школьников через внеурочную деятельность мы используем модель дополнительного образования, которая позволяет использовать возможности МОУ гимназии № 8, учреждений дополнительного образования и учреждений культуры и спорта. Данная модель предоставляет для ребенка широкий выбор объединений по интересам, возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка, позволяет привлекать к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также представляет собой практико-ориентированную и деятельностную основу, присущую дополнительному образованию.

Реализация внеурочной деятельности на основе модели дополнительного образования в МОУ гимназии № 8 осуществляется через:

u дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьное научное общество учащихся, учебные проекты, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной;

u дополнительные образовательные программы образовательного учреждения гимназии № 8 (внутришкольная система дополнительного образования);

u образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта;

u организацию деятельности группы продленного дня;

u классное руководство (экскурсии, диспуты, соревнования, общественно полезные практики и т.д.);

u деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, педагога-психолога, учителя-логопеда, библиотекаря) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования.

В конце учебного года предполагается заполнение обучающимися совместно с родителями логико-смысловой модели, что позволит увидеть и оценить степень участия каждого гимназиста во всех возможных видах внеурочной деятельности (приложение № 1).

 

Условия для реализации внеурочной деятельности

Организационное обеспечение

Мероприятие

Сроки

Ответственный

Анкетирование родителей будущих первоклассников с целью выявления потребности во внеурочной деятельности и дополнительном образовании

апрель-август

Зам. директора,

Учителя начальных классов

 

Обработка и анализ анкет

май-август

Зам. директора,

Учителя начальных классов

 

Заключение договоров с учреждениями дополните-льного образования детей и привлечение квалифицирован-ных специалистов для реализации внеурочной деятельности с учетом запроса родителей

август

Директор гимназии,

зам. директора.

Составление учебного плана

август

Директор гимназии,

зам. директора.

Составление расписания занятий по внеурочной деятельности

сентябрь

Директор гимназии,

зам. директора.

 

Программа организации внеурочной  деятельности состоит из образовательных  курсов, в рамках которых реализуются 5 направлений деятельности:

Спортивно-оздоровительное направление

Программа курса «Общая физическая подготовка» (составитель  Камышев С.Б.) Программа курса  «Шахматы» (составитель Моторина О.Н.)

Общекультурное направление

Программа курса «Декоративно-прикладное искусство» (составитель Ащеулова Е.Г.)

Программа курса «Бумага пластика» (составитель Григорьева И.В.)

Программа курса «Оригами» (составитель Григорьева И.В.)

Программа курса «Художественное творчество» (состовитель Матюшко Л.И.)

Общеинтеллектуальное направление

Программа курса  «Начальное техническое моделирование» (составитель Максимова И.В.)

Программа курса «Металлическое конструирование» (составитель Максимова И.В.)

Социальное направление

Программа курса  «Азбука здоровья»  (составитель Михайлова О.Г.)

Программа курса «Юный инспектор движения» (составитель Зазулина В.А.) Программа курса  «Занимательная экология» (составитель Ефентьева А.А.)

Духовно- нравственное

Программа курса «Загадки истории» (составитель Масалова Т.Н.)

Программа курса «Звонкие голоса» (составитель Потёмкина Е.М.)

 

Все виды внеурочной деятельности представляют собой единый, сложный и взаимосвязанный комплекс деятельности педагогов, учащихся и родителей, коллег и партнеров, направленный на воспитание интеллектуально развитой и духовно богатой личности ребенка (приложение №2). На основании приведённых примеров организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы можно сделать следующие выводы:

u образовательное учреждение имеет собственные ресурсы для организации внеурочной деятельности;

u помощь гимназии оказывают учреждения, предприятия, общественность, родители, заинтересованные в повышении качества образования подрастающего поколения.

При этом существенная роль принадлежит педагогическому коллективу, проектирующему внеурочную деятельность в гимназии; учителю, который стремится объединить усилия гимназии, учреждений дополнительного образования детей, каждого партнёра образовательного учреждения, для того, чтоб расширить границы непосредственного опыта детей, а также на практике осуществить интерактивные содержательные связи между образовательными, личностными, социокультурными и профессиональными установками личности школьника.

В ходе реализации модели внеурочной деятельности необходимо достичь следующих результатов:

u  развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

u  приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;

u  формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

u  воспитание уважительного отношения к своему городу, гимназии;

u  формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

u  увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;

u  воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни.

Последнее время большое внимание уделяется поискам новых форм проверки и оценивания достижений учащихся и уровня их подготовленности. Очевидно, что стандартная процедура оценивания и различные формы контроля, не всегда могут определить уровень сформированности навыков и умений учащегося, необходимых ему для дальнейшего образования и жизни. И, конечно, трудно по оценкам контрольных судить о его индивидуальных особенностях, склонностях и одарённости. Следовательно, надо использовать такие формы итоговой или промежуточной аттестации, которые бы позволили представить более развёрнутую и точную картину достижений ученика. Создание индивидуального портфеля обучающегося МОУ гимназии № 8 им.Л.М. Марасиновой и призвано решить эту задачу – представить автора портфолио, показать его достижения, отмечая его индивидуальные особенности, склонности и дарования. ПОРТФОЛИО – специальное образовательное пространство (место), где происходит совместная работа детей, родителей  и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный период времени.

Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован».
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Работа над портфолио - это хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Важно обратить внимание при работе над портфолио на то, что постепенно «человек для общества» уступает место «человеку для себя». Поэтому и главные усилия в сфере образования теперь предлагается направлять на развитие, прежде всего тех способностей, которые не вытекают из каких-то абстрактных «общественных потребностей», а требуются самому человеку для успешной самоактуализации и самореализации, для продвижения к целям, которые человек поставил себе сам.

Учащийся презентует содержание своего «портфолио» на родительской или ученической конференции, общешкольном родительском или классном собрании.

На презентацию он выходит с кратким устным комментарием к собственному «портфолио», который должен отражать его собственные мысли в отношении всей совокупности представленных работ. Оценку выступления осуществляет школьный «Совет по портфолио», в который могут входить представители родительской общественности, органов школьного самоуправления, педагоги, координатор по предпрофильной подготовке.

 

Критерии оценки презентации «портфолио»

(по пятибалльной системе):

u самостоятельность;

u определение сроков создания «портфолио»;

u отражение собственной позиции ученика (самооценка) относительно  представленных работ;

u процесс решения проблем;

u логика рассуждений и культура речи.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".