Великая Отечественная война

1941 - 1945

 

Урок 1

 

Тема урока: «Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне» изучается в курсе истории России в 9 классе.

Задачи урока:

1.     Образовательные: изучение Сталинградской битвы:

·        Этапы битвы

·        Военные действия

·        Героизм советских людей

·        Тыл во время Сталинградской битвы

2.     Обучающие:

·       развитие критического мышления с помощью разнообразных заданий;

·       обучение учащихся работе в группах, анализировать документы;

3.     Воспитательные:

формирование патриотизма и уважения к ветеранам ВОв у учащихся.

Количество учащихся: 3 группы по 6 человек.

Оборудование: карта на доске и карты на столах у учащихся, документы по блокам заданий, выставка книг по Сталинградской битве, фотодокументы, оформленная доска.

Доска: цитата (см. ниже), тема урока, кластер[1] – Сталинградская битва, дата и этапы битвы, таблица (закрыта)

 

Весь под ногами шар земной.

Живу. Дышу. Пою.

Но в памяти всегда со мной

Погибшие в бою.

 

Пусть всех имён не назову,

Нет кровнее родни.

Не потому ли я живу,

Что умерли они?

 

Чем им обязан – знаю я.

И пусть не только стих,

Достойна будет жизнь моя

Солдатской смерти их.

С. Шипачёв

 

   В мировой истории есть события, которые навечно сохраняются в памяти человечества, составляют Золотой фонд истории народов и государств. К числу таких событий относится блистательная победа советского народа в Сталинградской битве.

   Почти 65 лет назад слово «Сталинград» вошло в словарный фонд всех языков мира и с той поры напоминает о битве, которая по размаху, напряжению и последствиям превзошла все вооружённые столкновения прошлых времён. Эту битву правомерно называют сражением ХХ века. Сталинград навечно вошёл в летопись истории как символ непобедимости СССР.

  Тема нашего урока «Начало коренного перелома в Великой Отечественной войне», § 25 (запись в тетрадь).

   Цель урока: Почему именно зимой 1942 – 1943 гг. начался коренной перелом в ВОв?

   Вопрос учащимся: Как вы понимаете значение слов «коренной перелом»?

   Вопрос учащимся:  Что вы знаете о Сталинградской битве? (каждая группа записывает своё представление на доске)

   На этом уроке мы более подробно рассмотрим этапы, ход и значение Сталинградской битвы и к кластеру вернёмся в конце урока, дополнив его новой информацией.

   После поражения немецко-фашистских войск под Москвой и крушения стратегии молниеносной войны, немецкое командование решило вернуть стратегическую инициативу на советско-германском фронте, и довести до конца основные цели плана «Барбаросса». На лето 1942 года Вермахтом был разработан план под кодовым названием «Брауншвейг». Враг был ещё силён. Немцы сохраняли количественное и качественное превосходство своих войск, стратегическую инициативу. Отсутствие второго фронта в Европе позволило германскому командованию выставить к лету против советских войск 237 дивизий. (работа учителя по карте) Германские войска под командованием генерала Ф.-В. Паулюса должны были нанести удар в направлении Сталинграда, перерезать перешеек между Доном и Волгой и захватить город. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких войск к Северному Кавказу, означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.

   Сталинградская битва проходила с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943, и состояла из трёх периодов:

 

1. 17.07 – 12.09. 1942 – оборонительные бои советских войск на подступах к Сталинграду (запись в тетрадь).

На уроке мы охарактеризуем каждый период, анализируя документы в группах.

1 группа – анализирует документы соотношения сил противников (таблица).

2 группа - анализирует документы планов Германии (директивы).

3 группа - анализирует документы планов СССР (приказ №227).

   После анализа документов заполняется таблица на доске:

Соотношение сил СССР и Германии в Сталинградской битве.

Сторона

Лето 1942

Ноябрь 1942

Германия

Военное превосходство

Захват Сталинграда, выход к Астрахани

 

 

СССР

Военное отставание

Остановить продвижение врага

 

 

 

   Ставка верховного главнокомандования на основе анализа обстановки определила значение Сталинграда, что именно здесь развернётся решающая борьба на данном этапе войны. (работа учителя по карте) В июле 1942 года, когда враг прорвался в излучину Дона, началась Сталинградская битва. Гитлеровцы хотели с ходу пройти к Волге и захватить город, который уже несколько месяцев готовился к обороне: строились оборонительные сооружения: внешние, средние, внутренние и городские, протяженностью 3860 км. На важнейших направлениях были вырыты противотанковые рвы. Были сформированы 30 партизанских отрядов. В воззваниях того времени говорилось о помощи воинам фронта; необходимо было удваивать и утраивать выпуск танков, артиллерии, миномётов. Со всех концов СССР шли эшелоны с боевой техникой и боеприпасами, так как по приказу СВГК учёные с сентября 1941 года до середины 1942-го совершенствовали техническое оснащение вооружённых сил.

   28 июля 1942 года Народным Комиссаром обороны был издан приказ №227 «Ни шагу назад», где говорилось, что необходимо до последней капли крови защищать каждый метр советской земли. Объявлялась борьба с трусами и паникёрами, вводились штрафные батальоны.

   (Работа учителя по карте) 12 сентября 1942 закончилось оборонительное сражение советских войск в Большой излучине Дона. 62-я армия под командованием генерала В.И. Чуйкова и 64-я армия генерала Шумилова были отрезаны от города. Противник находился северо-восточнее и юго-западнее Сталинграда в 2 – 10 км от города. Город перешёл на осадное положение. Начался 2-й период Сталинградской битвы.

 

2. 12.09 – 18.11. 1942 – бои в городе; наступление советских войск северо-западнее и южнее Сталинграда (запись в тетрадь).

   На берегах Волги решалась судьба страны. Поэтому весь мир следил за этой битвой. В Вашингтоне и Лондоне, в Париже и Белграде, в Берлине и Риме – везде люди чувствовали и понимали – здесь решается судьба СССР.

Работа в группах – анализ документов:

1 группа – заявление школьника, письма добровольцев;

2 группа – письма советских солдат с фронта, надписи на стенах Сталинграда;

3 группа – таблица о соотношении сил.

После работы в группа таблица приобретает законченный вид:

Сторона

Лето 1942

Ноябрь 1942

Германия

Военное превосходство

Захват Сталинграда, выход к Астрахани

Военное отставание

Укрепиться в Сталинграде, перерезать Волгу

СССР

Военное отставание

Остановить продвижение врага

Военное превосходство

Уничтожить Сталинградскую группировку врага.

   В сентябре 1942 года начались бои на улицах города. Советским воинам приходилось отбивать в течении суток до двенадцати и более вражеских атак. Бои шли за каждый квартал, за каждую улицу, дом, этаж. В это время развертывается снайперское движение. Только в 62-й армии было более 400 снайперов. Снайпер Василий Зайцев уничтожил более 300 фашистов.

   Почётное место в героической летописи занимает имя сержанта Якова Павлова, под командованием которого группа из 20 человек защищала дом на площади 9 января в течении 58 суток. «Дом Павлова» остался неприступным.

   Ожесточённые бои развернулись в районе Мамаева кургана. Высота много раз переходила из рук в руки. После освобождения города на её склонах на каждом квадратном метре земли были подобраны от 500 до 1200 мин, гранат. Весной 1943 года на этом кургане не было видно зелёной травы: она была бурая от металла.

   11 ноября немцы предприняли ещё одну попытку овладеть городом. У завода «Баррикады» гитлеровцам удалось выйти к Волге и отрезать 138-ю дивизию от основных сил Красной Армии. И это был последний успех вражеских сил в Сталинграде. С середины ноября 1942 г. Немцы перешли к обороне. С сентября СВГК начала подготовку контрнаступления в зимней кампании 1942 – 1943 гг. РККА была готова перейти от обороны к наступлению, открыть новый этап Великой Отечественной войны. Эта операция вошла в историю как операция «Уран». Начался третий, и последний, этап Сталинградской битвы.

 

4.     19.11.42 – 02.02.43. Контрнаступление Красной Армии; окружение и уничтожение группировки противника (запись в тетрадь).

   (Работа учителя по карте) В контрнаступлении участвовали войска Юго-Западного (Н.Ф. Ватутин), Сталинградского (А.И. Ерёменко) и Донского (К.К. Рокоссовский) фронтов. Контрнаступление началось 19 ноября 1942 года. Прорвав оборону противника, советские войска окружили его с юга и юго-запада и 23 ноября в районе г. Калач-на-Дону Юго-Западный и Сталинградский фронт соединились, замкнув кольцо окружения.

Работа в группах – анализ документов:

1 группа – письма немцев-участников битвы;

3 группа – речь Гитлера.

   Участниками битвы были наши земляки: 20-летний танкист А. Наумов, механик-водитель Т-34 Н. Водолазкин и многие другие.

   В окружении оказались 22 вражеские дивизии и более 160 частей численностью до 300 тыс. человек. 29 декабря немцы попытались из района г. Котельниково помочь осаждённым (генерал Э. фон Манштейн), но безрезультатно. После отказа немцев капитулировать, войска Донского фронта 10 января 1943 г. Начали ликвидацию окружённой группировки, которая завершилась 2 февраля 1943 г. В плен было взято более 90 тыс. человек. Всего немцы и их союзники потеряли в боях под Сталинградом 1,5 млн. чел. После капитуляции армии Паулюса в Германии был объявлен трёхдневный государственный траур.

Работа в группах – анализ документов:

2 группа – статьи ин иностранной прессы.

 

Возвращение к кластеру (дописать новую информацию о битве, которую узнали на уроке).

Сталинградская битва (например).

·        Героизм советского народа.

·        Разрушение Сталинграда.

·        Окружение немцев.

·        Медаль «За оборону Сталинграда».

 

Вопрос к учащимся: Так почему же именно зимой 1942 – 43 гг. начался коренной перелом в Великой Отечественной войне?

 

Итог урока:

Отсюда, с полей сражений Сталинградской битвы, начался коренной перелом в Великой Отечественной войне, который закончился в победе на Курской дуге. Это событие мы будем изучать на следующем уроке.

 

Оценивание учащихся за работу на уроке. Домашнее задание - §25

 

Список дополнительной литературы.

1.     Герои огненных лет. Сост. Сидоров И.И., Румянцев Б.П. Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1985.

2.     Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. Т.2. М.: АП «Новости», 1988.

3.     История войн и военного искусства. Ред. И.Х. Баграмян. М.: Военное издательство Минобороны СССР, 1970.

4.     Крылов Н.И. Сталинградский рубеж. М.: Военное издательство, 1984.

5.     Полководцы. Под ред. Русаковой Е.В. М.: Роман-газета, 1995.

6.     Преподавание истории в школе. Научно-теоретический и методический журнал. №6, 2005.

7.     Сто великих битв. Под ред. Мячина А.Н. М.: Вече, 1998.

8.     Штеменко С.М. Генеральный штаб в годы войны. М.: Военное издательство, 1989.

9.     Яковлев Н.Н. Маршал Жуков. М.: Известия, 1995.


 


 

 

[1] Разбивка на «кластеры» - это педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно размышлять по поводу какой-нибудь темы. Метод «кластеры» используется на этапе вызова и размышления до того, как определится тема, а также для подведения итогов изучения темы, чтобы вызвать у учащихся новые ассоциации. Эта деятельность служит средством информирования ученика о таких связях, о существовании которых он и не подозревал.

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".