Наиболее популярный советский танк периода 1930-х гг. Разработан на базе колесно-гусеничного танка американского конструктора У. Кристи и стал целым семейством танков БТ (быстроходный танк). Благодаря оригинальной конструкции ходовой части, он мог двигаться как на гусеничном, так и на колесном ходу (на катках без гусениц). Для этих целей задние опорные катки выполняли роль ведущих колес, а передние были управляемыми. Снятые гусеницы перевозились на гусеничных полках танка. Переход с одного вида движения на другой занимал примерно 30 минут. Принят на вооружение Красной Армии постановлением Реввоенсоветом СССР от 13 февраля 1931 г. Разработан и серийно выпускался на заводе N 183 (Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна). В 1932-1933 гг. изготовлено более 600 единиц. Серийная модификация: БТ-2 - первый серийный вариант. Представлял собой практически копию американского прототипа, но с вновь разработанной цилиндрической клепанной башней с толщиной броневых листов 13 мм. Боевая масса 11,3 т. Вооружение: 37-мм пушка и пулемет ДТ. Максимальная скорость на гусеницах 52, на колесах 72 км/ч. Экипаж 3 человека: командир танка (он же заряжающий), механик-водитель и наводчик орудия. Танки БТ-2 участвовали в боях войны с Финляндией, в ходе которых понесли большие потери. В начале 1941 г. в танковых частях имелось около 200 танков БТ-2. Все они применялись в боях с первых месяцев Великой Отечественной войны. В 1945 г. применялись при разгроме японских войск в Маньчжурии.
Танк Т-70 разработан осенью 1941 г. в КБ Горьковского автозавода (конструктор Н.А. Астров) и предназначался для замены легкого танка Т-60. Принят на вооружение Красной Армии в январе 1942 г. Лучший легкий танк Красной Армии и второй по числу выпущенных и участвовавших в Великой Отечественной войне. Серийно производился заводами N 37 (Свердловск), N 38 (Киров) и ГАЗ (Горький). С марта 1942 по осень 1943 г. изготовлено более 8 тыс. 200 единиц. Серийные модификации: Т-70 (Т-70М) - корпус и башня - с рациональными углами наклона броневых листов (толщина 15-45 мм). Башня одноместная, граненой формы. Отделение управления находилось в корпусе спереди слева, трансмиссионное отделение спереди справа, силовая установка в корпусе справа, боевое - в корпусе слева. Максимальная скорость движения 45 км/ч. Вооружение - 45 мм пушка, пулемет ДТ. Боевая масса 9,2 т. Экипаж 2 человека. Была предпринята попытка установить механизм автоматизированного заряжания пушки. Т-80 - создан с целью устранения основных недостатков Т-70. Трехместная башня, более мощная силовая установка. Изготовлено 75 единиц на заводе в г.Мытищи. Танки Т-70, Т-80 состояли на вооружении танковых бригад и полков смешанной организации совместно с Т-34, а в дальнейшем использовались в самоходно-артиллерийских дивизионах, полках и бригадах СУ-76 в качестве командирских машин. Часто ими были укомплектованы танковые подразделения в мотоциклетных частях. Т-70, Т-80 применялись в боевых действиях вплоть до конца войны. По защите, вооружению и маневренности они превосходили легкие танки вермахта как немецкого, так и чехословацкого производства. Главный недостаток Т-70 - перегруженность командира танка, выполняющего функции наводчика и заряжающего. Танки Т-70 состояли также на вооружении Войска Польского (53 ед.) и Чехословацкого корпуса (10 ед.).
Танк типа "шерман" разработан в 1942 г. как основной боевой танк армии США. Выпускался серийно в пяти модификациях различными фирмами: "Фишер-Броди", "Форд", "Крайслер". Серийные модификации: М4 - компоновка с передним расположением трансмиссии. Корпус сварной с рациональными углами наклона брони. Башня литая цилиндрическая. Бронирование до 76 мм. Вооружение - 75-мм пушка и два пулемета. Двигатель - авиационный звездообразный. Скорость до 45 км/ч. Боевая масса 31 т. Экипаж 5 человек. М4-А1 - литой корпус (верхняя часть), улучшена ходовая часть. М4-А2 - пушка 76-мм и два двухтактных дизельных двигателя. М4-А3 - 76-мм пушка, бензиновый двигатель, улучшена ходовая часть. М4-А4 - 76-мм пушка, силовая установка из 5 автомобильных двигателей. Танки "шерман" поступали на вооружение армий США, Англии и поставлялись по ленд-лизу в Советский Союз. В СССР поставки начались с зимы 1943 г. и продолжались вплоть до конца войны. Всего было поставлено более 4 тыс. единиц, и они были лучшими из танков иностранного производства. Участвовали в боевых действиях во всех операциях 1943-1944 гг. Последняя партия поступила летом 1945 г. на вооружение 9-го гвардейского мехкорпуса и 6-й гвардейской танковой армии и приняла участие в разгроме Квантунской армии. После окончания войны эти танки находились на вооружении во всех странах НАТО И СЕАТО. В армии США они эксплуатировались до 1955 г. Танки "шерман" обладали удовлетворительными вооружением и бронированием лобовой части, а также достаточной быстроходностью. Однако имели слабую проходимость, плохую устойчивость на кренах и недостаточную надежность. Могли противостоять только немецким средним танкам Т-III и Т-IV.
Танк типа "валентайн" разработан в 1940 г. как танк непосредственной поддержки пехоты. Выпускался серийно в 11 модификациях Англией и Канадой. Получил название "валентайн" потому, что был принят на вооружение накануне Дня Святого Валентина. Серийные модификации: Валентайн I - III - бронирование корпуса и башни - 60 мм. Корпус и башня клепанной конструкции. Вооружение - 40-мм пушка и два пулемета. Наведение пушки по вертикали - плечевым упором. Дизельный двигатель. Скорость до 26 км/ч. Экипаж 3 человека. Боевая масса 16,5 т. Валентайн IV - VII - дизельный двигатель американского производства, выпускали в Канаде. Валентайн VIII - X - с 57-мм пушкой и дизельным двигателем американского производства. Валентайн XI - с 75-мм пушкой и дизельным двигателем американского производства. Танки "валентайн" поступали на вооружение армейских танковых бригад, как танки поддержки пехоты, и в танковые дивизии английской армии. По ленд-лизу поставлялись танки и в СССР. Поступали на вооружение смешанных танковых бригад и в танковые полки механизированных корпусов. Всего поставлено Советскому Союзу около 3 тысяч 800 единиц. Танки "валентайн" во время Второй мировой войны применялись на Европейском и Африканском театрах военных действий в составе английской армии. В СССР "валентайны" использовались в 1942-1943 гг. в условиях зимы и лета на Западном, Брянском, Северо-Кавказском и Юго-Западном фронтах. На заключительном этапе войны в войсках остались только танки "валентайн" с 57-мм пушками. Танки "валентайн" имели сравнительно сильное бронирование, но слабое вооружение и низкие ходовые качества. Могли противостоять легким и средним Т-III (ранних модификаций) немецким танкам.
В 1943 г. в связи с появлением на поле боя новых германских танков Т-V "пантера", Т-VI "тигр" начались работы по модернизации танка Т-34. Имеющиеся в танке резервы позволили повысить боевые свойства этого танка, не изменяя по существу его базовых агрегатов. В 1944 г. был разработан модернизированный танк Т-34-85 с 85-мм пушкой, размещенной в литой трехместной башне, увеличенной толщиной лобовой брони до 90 мм, командирской башенкой и 5-скоростной коробкой передач. В состав экипажа был введен заряжающий. Разрабатывался танк в КБ завода N 183 Уралвагонзавод (Нижний Тагил) под руководством А.А. Морозова. Принят на вооружение Красной Армии в январе 1944 г. Производился заводами N 183, N 112 "Красное Сормово" (Горький), N 174 (Омск). С 1944 г. по 3-й квартал 1945 г. изготовлено более 21 тыс. единиц. Отечественная 85-мм танковая пушка ЗИС-С-53 была равноценна по могуществу 88-мм пушке германского тяжелого танка Т-VI "тигр" при меньшей массе. Длинноствольная 85-мм пушка, лучшая оптика, увеличенная надежность, а также освобождение командира танка для выполнения его основных функций позволили Т-34-85 уверено бороться с немецкими танками всех типов, включая тяжелые. С марта 1944 г. Т-34-85 начали поступать в части. В первую очередь ими перевооружались гвардейские танковые бригады. Впервые Т-34-85 вступили в бой весной 1944 г. в составе 1-й гвардейской танковой армии. Т-34-84 в массовых количествах применяли в операциях 1945 г.: Висло-Одерской, Померанской, Берлинской, в сражении у озера Балатон (Венгрия). Машины этого типа приняли активное участие в разгроме Квантунской армии. Значительное количество Т-34-85 было передано Войску Польскому, Чехословацкому корпусу и Народно освободительной армии Югославии. Т-34-85 эксплуатировались в Советской Армии вплоть до конца 1970-х гг. Боевые машины этого типа состояли на вооружении армий всех стран - участниц Варшавского Договора, а также еще 28 стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Кто после Второй мировой войны Т-34-85 принимали участие в войне в Корее и Вьетнаме, в боевых действиях на Ближнем Востоке, в Анголе и Мозамбике.
Танк Т-35, единственный в мире пятибашенный танк серийного производства, являлся уникальной боевой машиной. Этот танк прорыва предназначался для качественного усиления общевойсковых соединений при прорыве особо сильных и заблаговременно укрепленных оборонительных полос противника. Разработан в КБ завода "Большевик" (Ленинград) во главе с Н.В. Барыковым. Т-35 был принят на вооружение в мае 1933 г., а его серийное производство передано на Харьковский паровозостроительный завод им. Коминтерна (ХПЗ). С октября 1933 г. по июнь 1939 г. изготовлена 61 единица. Серийная модификация Т-35А Компоновка: отделение управления в передней части корпуса, боевое - в средней, моторно-трансмиссионное - в корме. Корпус и башни с толщиной броневых листов 20 - 30 мм. Вооружение танка размещено в два яруса в пяти башнях. В центральной башне кругового вращения - 76,2-мм пушка. Две 45-мм танковые пушки установлены в диагонально расположенных башнях нижнего яруса и могли вести огонь вперед-вправо и назад влево. Рядом с пушечными башнями нижнего яруса располагались пулеметные башни. Всего установлено 5 пулеметов. Подрессоренные спиральными пружинами опорные катки прикрывались броневыми экранами. Максимальная скорость движения 30 км/ч. Все танки снабжались радиостанциями с поручневыми антеннами. Экипаж - 11 человек. Боевая масса 50 т. Впервые танк для всенародного обозрения был представлен на парадах 1 мая 1933 г. С этого времени танк Т-35 являлся непременным атрибутом военных парадов в Москве и других городах вплоть до начала Великой Отечественной войны. Боевая карьера танков Т-35 оказалась очень короткой. Они вступили в бой в первые дни Великой Отечественной войны в составе 8-го механизированного корпуса и все потеряны в первые две недели войны в районе Тарнополь - Львов. Большинство танков потеряно по техническим причинам и только 10 танков из 48 - по боевым повреждениям. В боях под Москвой в составе танкового полка Военной академии моторизации и механизации принимали участие два танка Т-35.
Танки ИС ("Иосиф Сталин") предназначались для качественного усиления танков Т-34 взамен танков КВ. Это самый мощный советский танк, принимавший участие в боевых действиях Великой Отечественной войны. Принят на вооружение Красной Армии в октябре 1943 г. Разработан коллективом конструкторского бюро Ленинградского Кировского завода, возглавляемого Ж.Я. Котиным. С октября 1943 г. по июнь 1945 г. на Челябинском Кировском заводе изготовили более 3 тыс. 500 единиц. Серийная модификация: ИС-2 - корпус сварной с литой лобовой частью. Башня литая, с командирской башенкой. Бронирование, 30 - 160 мм, обеспечивало защиту от танков "пантера" и "тигр" с дальности 1 км. Вооружение: 122-миллиметровая пушка и пулемет ДТ. В трансмиссии применены планетарные механизмы поворота. Скорость движения до 37 км/ч. Боевая масса 46 т. Экипаж 4 человека: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия и заряжающий. Танки ИС-2 поступали на вооружение тяжелых танковых бригад и полков прорыва и превосходили новые германские танки Т-V и Т-VI. В апреле 1944 г. под Тернополем вступили в бой с "тиграми" ИС-2 из 11-го гвардейского тяжелого танкового полка. Части, вооруженные боевыми машинами ИС, получали гвардейское звание сразу при формировании. ИС-2 стали неприятным сюрпризом для немцев благодаря способности пробивать броню немецких тяжелых танков на дальностях до 2 тыс. м. Германское командование издало специальный приказ, запрещающий своим танкистам вступать в бой с танками ИС-2. В начале 1945 г. было сформировано несколько тяжелых танковых бригад, одна из которых - 7-я гвардейская - отличилась при штурме Берлина. Помимо Красной Армии ИС-2 состояли на вооружении в Войске Польском, в армиях ЧССР, КНР, ДРВ, КНДР и Кубы. В послевоенный период ИС-2 и его модернизированный вариант ИС-2М принимали участие в войне в Корее и в боевых действиях против французских войск в Индокитае в 1950-е гг. На вооружении Советской Армии боевые машины этого типа состояли до начала 1960-х гг.
В феврале 1939 г. группа конструкторов танкового КБ Кировского завода в Ленинграде, возглавляемая Н.Л. Духовым, приступила к разработке однобашенного тяжелого танка KB ("Клим Ворошилов"). После государственных испытаний и испытаний в боевой обстановке во время Советско-финляндской войны, КВ сразу были приняты на вооружение Красной Армии. С февраля 1940 г. по октябрь 1943 г. изготовлено около 4 тыс. 700 единиц. Серийные модификации: КВ-1 - первый серийный вариант с 76-мм пушкой, КВ-2 - второй серийный вариант с 152-мм гаубицей, КВ-1С - облегченный вариант КВ-1 и КВ-85. КВ-85 - корпус сварной, коробчатой формы. Башня литая с командирской башенкой. Бронирование 30 - 85 мм. Вооружение - 85 мм пушка и 3 пулемета. Боекомплект 70 выстрелов и 3276 патронов. Скорость движения до 42 км/ч. Экипаж 4 человека: командир машины, механик-водитель, наводчик орудия и заряжающий. Этой модификации выпущено около 130 танков. В 1940 г. промышленность выпустила 243 КВ-1 и КВ-2, а в первом полугодии 1941 г. - еще 393, КВ-1 превосходил Т-34 по бронированию, имел то же вооружение и уступал ему в подвижности. Превосходство KB над немецкими танками в начале войны проявилось сразу: ни одно танковое или противотанковое орудие вермахта не могло пробить его брони. KB был прост в устройстве, но не очень надежен в эксплуатации. В 1941-1943 гг. КВ состояли на вооружении первых батальонов танковых бригад смешанного состава и тяжелых танковых полков прорыва. Принимали активное участие в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до середины 1944 г., а отдельные машины - до мая 1945 г. Экипажи хорошо защищенных KB сами искали встречи с танками противника, тогда как немцы их избегали. До конца 1942 г. KB оставался сильнейшим танком в мире.