Сайт

Хрусталевой Натальи Олеговны

педагога-психолога

гимназии №8 им Л.М. Марасиновой

 

«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

В. А. Сухомлинский
 

родителям

Памятка родителям пятиклассников

Вроде совсем недавно был этот волнующий день - «первый раз в первый класс», а ведь прошло уже четыре года! Сколько было волнений и переживаний: как будет адаптироваться наш ребенок к новой школьной жизни, как будет учиться, как общаться со сверстниками и учителем?! Казалось бы, эти вопросы как-то решились. И вот снова не менее важный и, как это ни странно, очень похожий день - начало обучения в средней школе. И опять эти проблемы с адаптацией ребенка к новой, теперь уже почти взрослой, жизни в средней школе. Что же нужно знать родителям, чтобы облегчить жизнь пятикласснику, да и себе тоже?

В средней школе коренным образом меняются условия обучения, и перед детьми встают достаточно сложные задачи: приспособиться к новой для них «кабинетной» системе, различным стилям педагогической деятельности и личностным особенностям нескольких незнакомых для них учителей-предметников, а также к самостоятельной организации своей учебной деятельности. Проблем много, но радует то, что переход в среднюю школу совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом психического развития детей. Это несомненно облегчает адаптацию школьника к новым учителям и новым условиям.

Практика показывает, что большинство детей переживает этот переход как важный шаг в жизни. Центральное место занимает, во-первых, сам факт окончания младшей школы, который в той или иной степени подчеркивается учителями и родителями, и, во-вторых, предметное обучение. Несмотря на то, что и ранее дети изучали разные предметы, именно при переходе в среднюю школу они начинают понимать и осознавать связь этих предметов с определенной областью знаний. Для многих детей, обучавшихся первоначально у одного учителя, переход к нескольким учителям с разными требованиями, разными характерами и разным стилем отношений является зримым внешним показателем их взросления.

Кроме того, определенная часть детей осознает такой переход как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся или не устраивающие школьника отношения с педагогами, а иногда и сверстниками. Этот момент очень важен для родителей: необходимо быть как можно внимательнее к своему пятикласснику, стараться быть в курсе всех его дел. проблем, взаимоотношений, чтобы вовремя скорректировать поведение ребенка, посоветовать ему как лучше себя вести или поступить.

Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны, достаточно сильно у пятиклассников. Отмечавшееся к концу начальных классов снижение интереса к учебе, определенное «разочарование» в школе сменяются ожиданием перемен. Дети ждут, что в школе им станет интересно. Это обязательно надо учитывать и стараться поддерживать у детей познавательную потребность и мотивацию.

Вместе с тем, учителя средней школы иногда не делают различий между пятиклассниками и другими учащимися средней школы, предъявляя ко всем одинаковые требования. Это может затруднять адаптацию детей к средней школе. Возросшие требования зачастую оказываются не по силам пятиклассникам. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей - своеобразный уход в детство. У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества, того, что никому из взрослых они не нужны. Иногда за одной и той же формой поведения детей (например, посещение I класса, в котором работает их бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы: от желания вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости (когда тебя знают, о тебе думают) до стремления утвердить себя в роли «старшего», того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же ребенка это может сочетаться. В таких случаях родителям важно открыто демонстрировать понимание, сочувствие и сопереживание своему ребенку.

Очень важно помнить также об индивидуальных особенностях детей. Именно индивидуальные особенности пятиклассников (повышенная медлительность или импульсивность, робость, чрезмерная чувствительность к замечаниям и т.п.), к которым приспособился учитель начальных классов, неожиданно становится «камнем преткновения» в средней школе. Для решения этой проблемы не надо стесняться обращаться за советами к психологам, которые помогут вам разобраться в ситуации и наладить оптимальное взаимодействие учителя с Вашим ребенком.

 

Рекомендации для родителей (1)

  - Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, созда­ние условий для двигательной активности детей между выполне­нием домашних заданий.

- Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, правильности светового режима.

- Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тре­нировка мелких мышц кистей рук,

- Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания.

- Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие дви­гательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобре­тение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д.

- Активное участие членов семьи в развитии двигательной активно­сти ребенка.

- Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как глав­ных условий сохранения здоровья.

Рекомендации для родителей (2)

- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже стол­кнулся или может столкнуться.

- Обязательное проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.

- Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.

- Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, кри­тики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабу­шек, дедушек, сверстников),

- Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.

- Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обу­чению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувству­ют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жесто­кость.

- Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и орга­низация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.

- Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.

- Развитие самоконтроля, самооценки и самодостаточности ребенка.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".