Примерный годовой план работы
Хрусталевой Натальи Олеговны
педагога – психолога МОУ гимназии №8
на 2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
1. Цели:
Основными целями Учреждения являются:
- создание условий для получения гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и общего образования;
- адаптация детей к жизни в обществе;
- создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
- возрождение русской национальной духовной культуры, традиций;
- развитие личности ребенка на основе раскрытия его индивидуальных творческих способностей;
- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- формирование здорового образа жизни;
- охрана жизни и укрепление, здоровья детей;
- обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка, самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
2. Задачи образовательного учреждения на 2020-2021учебный год:
O Создание условий для индивидуального развития и саморазвития личности;
O
Совершенствование технологии школы нового типа;
O Создание условий
для реализации и развития индивидуальных интересов и потребностей учащихся и педагогов.
3. Приоритетные направления деятельности психологической службы гимназии
1.Психологическое сопровождение учебной деятельности.
2.Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации:
2.1.Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся (воспитанников), их социализации;
2.2. Работа по профилактике суицидального поведения.
3.Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения.
4.Психологическое сопровождение деятельности по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (воспитанников)
5.Психологическое сопровождение профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся (воспитанников).
Психологическое сопровождение детей, требующих особого внимания и специальной деятельности педагога-психолога:
Психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
3. Задачи педагога – психолога на 2020-2021 учебный год разрабатываются с учетом результативности предыдущего года исходя из целей и задач работы всей гимназии:
O Содействие реализации (выполнению) требований федерального государственного образовательного стандарта к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы;
O изучить степень и особенности приспособления 6-7 летних детей к новой социальной ситуации, в рамках нового ФГОС;
O выявить степень социально-психологическую готовность детей к обучению в среднем звене (окончание 4 класса);
O изучить особенности приспособления пятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения в рамках нового ФГОС;
O изучить особенности приспособления десятиклассников к новым социально-педагогическим условиям обучения;
O психопрофилактика суицидального поведения учащихся (для классных руководителей; родителей)
O помощь в формировании у учащихся способность выбирать сферу профессиональной деятельности, оптимально соответствующую личностным особенностям запросам рынка;
O психологическое сопровождение учащихся во время подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ;
O создание благоприятных условий для работы в коллективе и его развитие;
O Выявление детей, имеющих отклонения в развитии когнитивной и эмоционально-волевой сферы.
O оказание своевременной психологической помощи (консультации) и поддержки как детям, так и их родителям и педагогам, в особенности при переходе учащихся на новую ступень обучения;
O проводить профилактику девиантного поведения обучающихся;
O проводить профилактику употребления алкоголя, табакурения и ПАВ среди обучающися гимназии;
O создание благоприятного для развития ребенка психологического климата.
Аналитическая деятельность, организационно- методическая работа
в течение года:
O составление психолого-педагогических карт для детей с ОВЗ
O Обработка психодиагностических обследований, составление рекомендаций, программ, корректировка образовательного маршрута.
O Разработка и подготовка к работе методик для диагностики учащихся: распечатка, подготовка бланков, стимульного материала.
O Оформление документации.
O Разработка тем для выступлений перед родителями, подбор материалов
O Методическая работа по запросам педагогов.
O Самообразование.
O Разработка тем для семинаров.
O Участие в работе школьного психолого--педагогического консилиума (ППк), помощь кл руководителям в оформлении документов для направления на ПМПК
O Разработка коррекционно-развивающей программы с учетом особенностей развития детей с ОВЗ, детей «группы риска». Подготовка к диагностике, занятиям и т.п.
- Перспективный план
Контингент |
Основные задачи (направления работы) |
Виды работ
(Программа мероприятий по средствам которых реализуется направление) |
Цели, задачи |
Сроки проведения |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Учащиеся 1-х классов, учителя и их родители |
Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения; |
Психологическая диагностика
Обследование первоклассников на этапе адаптации в школьной среде
а) Наблюдение
б) диагностика («Лесенка», Рукавички», «Графический диктант»)
в) помощь в составлении ИОМ;
г) анкетирование родителей
д) беседа с классными руководителями 1-х классов
Исследование особенностей адаптации первоклассников в условиях реализации ФГОС нового поколения
Психологическая профилактика |
• Помощь учащимся в период адаптации, выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут
обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
• предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на
следующую возрастную ступень
|
Октябрь- Ноябрь
|
Учащиеся 5-х классов, учителя и их родители |
Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения; |
Обследование пятиклассников на этапе адаптации в среднем звене
а) Наблюдение на переменах и уроках за отношениями с одноклассниками и учителями
б) Тестирование (анкетирование учащихся, тест-опросник школьной тревожности Филлипса, анкетирование родителей, составление ПП характеристики учащихся 5-х классов классными руководителями, совместно с психологом и учителями нач классов
Исследование особенностей адаптации пятиклассников в условиях реализации ФГОС нового поколения
Психологическая профилактика |
Изучение процесса адаптации детей, особенностей межличностных отношений в классе
Изучение уровня тревожности на этапе поступления в пятый класс, изучение особенностей МЛО в классе |
Октябрь-ноябрь, |
Учащиеся 10-х классов, |
Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения; |
Психологическая диагностика Наблюдение;
Беседа с классным руководителем |
Помощь учащимся в период адаптации, при смене учебной нагрузки, объема работы и характера мыслительных действий |
октябрь |
Педагоги |
Психологическое сопровождение перехода на новый образовательный уровень и адаптации на новом этапе обучения |
Психологическое просвещение
Консультирование |
Ознакомление с результатами тестирования детей на этапе поступления в пятый класс и организация психолого-педагогической поддержки на этапе адаптации в школе. |
Ноябрь |
Родители |
Психологическое сопровождение учебной деятельности |
Консультирование родителей по итогам диагностик |
Оказание помощи родителям по работе с детьми , испытывающих трудности в обучении |
В течение года |
Учащиеся 1-9 классов |
Психологическое сопровождение учебной деятельности |
Психологическая диагностика;
Особенности учебной мотивации школьников;
Методика определения отношения к учению и учебным предметам
Изучение уровня развития познавательных процессов(внимание, память, мышление), произвольной, волевой сферы
Психологическая профилактика |
Выявление учащихся испытывающих трудности в обучении
|
В течение года |
Учащиеся1-х классов |
Коррекция |
Коррекционно-развивающие занятия с детьми 1 классов (имеющими по результатам диагностики низкий уровень подготовки к обучению к школе) |
Оказание помощи учащимся испытывающим трудности в обучении
|
С октября |
Учащиеся с ОВЗ |
Коррекция
|
Коррекционно-развивающие занятия с детьми по программе 7.2 и 5.1 |
Оказание помощи учащимся испытывающим трудности в обучении |
В течение года |
Педагоги |
Психологическое сопровождение учебной деятельности |
Консультирование педагогов, работающих с «трудными» детьми |
ознакомление с результатами диагностики трудных детей |
По запросу |
Подростки |
Психологическое сопровождение учебной деятельности |
Диагностика по запросу администрации, классных руководителей (групповая и индивидуальная форма) |
Выявление «трудных» подростков |
По запросу |
Родители
Младших школьников, подростков |
Психологическое сопровождение учебной деятельности |
Консультирование |
Изучение особенностей семейного воспитания, особенности взаимоотношений детей с родителями
Помощь в решении актуальных
проблем |
По запросу |
Учащиеся педагоги, родители, |
Психологическое сопровождение т реализации ФГОС |
Психологическое просвещение
Консультирование
|
Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки к экзаменам; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля; повышение уверенности в себе. |
Апрель-май |
Учащиеся 4 классов |
Психологическое сопровождение воспитательной деятельности, развития личности обучающихся, их социализации (в целом) |
Обследование четвероклассников на этапе окончания начальной школы
а) Наблюдение
б) Тестирование (изучение тревожности)
в) Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в классе
г) диагностика
|
Подготовка к переходу в среднее звено, осознание качеств необходимых для успешного обучения в 5 классе, развитие навыков общения. |
апрель |
Учащиеся 7-х, 10-х классов |
Психологическое сопровождение профессиональн. самоопределения предпрофильной подготовки и профильного обучения обучающихся |
Психологическая диагностика
а) Психолого-педагогическое сопровождение профориентации
Опросник «Выбор профессии» Холланда
б) Диагностика «Карта интересов» участников образовательного процесса»
в) ДДО Климова |
Помощь построения ИОМ при выборе профиля обучения |
февраль |
Учащиеся 7-11 классов |
Психологическое сопровождение работы по профилактике проявлений жестокости и насилия по отношению к несовершеннолетним, причинения вреда здоровью, физическому и нравственному развитию детей; |
Психологическая диагностика;
Психологическая профилактика Профилактика асоциального поведения среди учащихся
Профилактическая работа по употреблению подростками ПАВ (психоактивных веществ), и химическая зависимость у подростков
Анкетирование (анонимно)
|
Самопознание, самораскрытие и саморазвитие личности ребенка, профилактика девиантного поведения (употребление ПАВ) |
Согласно плану Зам директора по ВР |
Педагоги |
Организационно-методическая работа |
Методическое сопровождение введения ФГОС |
Оказание методической помощи педагогам в составлении психологической характеристики класса в рамках ФГОС |
В течение года |
Классные руководители 6-11 классов, родители |
Профилактика |
Семинар "Предупреждение суицида среди учащихся. Основные признаки суицидального поведения." |
Профилактика суицидального поведения детей и подростков. |
По согласованию с зам директора по ВР |
Учащиеся 9 и 11 классов |
Психологическое сопровождение, диагностическая работа |
Сопровождение учащихся в период подготовки и сдачи ОГЭ и ЕГЭ |
Формирование психологической устойчивости в период подготовки и сдачи ЕГЭ и ОГЭ |
февраль, май |
Педагог- психолог |
Организационно-методическая работа |
Анализ и планирование деятельности
Анализ научной, методической литературы
Заполнение журнала и оформление документов
Написание отчетов, заключений, обработка результатов диагностик
Посещение курсов, семинаров, заседаний МО, работа в ШППк |
Анализ и обработка диагностики, подготовка к проведению диагностики, консультаций, просветительской и профилактической деятельности, анализ научной и практической литературы для подбора инструментария
|
В течение года |