Учебный план

Учебный план на 2013-2014 учебный год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К УЧЕБНОМУ ПЛАНУ

ГИМНАЗИИ № 8 им. Л.М. МАРАСИНОВОЙ

НА 2013 – 2014  УЧЕБНЫЙ ГОД

 

            Учебный план гимназии № 8 им. Л.М. Марасиновой  является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования.

1.    Общая характеристика учебного плана.

Учебный план гимназии №8 им. Л.М. Марасиновой разработан в соответствии со следующими документами:

1.     Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273 от 29.12.2012 года.

2.     Постановление  № 189 от 29.12.2010  «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

3.     Приказ Минобрнауки России 2009 г № 373  «О внедрение ФГОС второго поколения»

4.     Типовое положение об образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196.

5.     Письмо Минобрнауки РФ от 04 марта 2010 г. № 03-413 «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов»

6.     Письмо ДО ЯО от 26.05.2009 г № 2072/01-10 «Об организации преподавания предмета «Математика» с дополнениями от 31.08.2009 № 3420/01-10

7.     Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 год».

8.     Устав и Программа развития гимназии №8 им. Л.М. Марасиновой.

9.     Образовательная программа гимназии и рабочие программы по предметам.

10.                       Методические письма о преподавании предметов.

         Гимназия № 8 им. Л.М. Марасиновой  - особый тип образовательного учреждения, который предоставляет обучающимся оптимальные возможности для получения широкого образования, реализации индивидуальных творческих запросов, самостоятельного выбора предметов гуманитарного, естественно – научного и математического циклов для их углублённого и профильного изучения, способствует овладению навыками научно-исследовательской и проектной деятельности.      

         Учебный план гимназии № 8 направлен на достижение следующих целей:

?       формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения минимума содержания образовательных программ, их адаптации к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;

?       создание благоприятных условий для интеллектуально – нравственного развития обучающихся гимназии путём удовлетворения потребностей обучающихся в самообразовании и получении дополнительного образования на основе концепции личностно - ориентированного обучения, инновационного построения образовательного процесса (реализация индивидуальных образовательных маршрутов,  ИОМ);

?       обеспечение широкой образовательной подготовки обучающихся к получению высшего образования, творческому труду в различных сферах научной и практической деятельности, выявление способных и одарённых детей, создание условий для развития индивидуальных способностей каждого ребёнка;

?       построение основного и дополнительного образования на основе принципов здоровьесбережения и интеграции различных видов деятельности;

?       формирование представлений о здоровом образе жизни как о принципиальном элементе интеллектуально – нравственной культуры обучающихся  в гимназии.

2. Структура учебного плана гимназии.

         Структура учебного плана гимназии соответствует традиционному делению на три ступени: 1 ступень – 1-4 классы; II ступень – 5-9 классы; III ступень – 10-11 классы. Отличительной особенностью организации и содержания учебного процесса в гимназии является построение с 1 по 11класс индивидуального учебного маршрута каждого обучающегося, построение с 8  класса - индивидуального учебного плана, позволяющего изучение ряда предметов на разных уровнях сложности. Индивидуальный образовательный маршрут предполагает интеграцию обязательного и дополнительного образования через образовательные ресурсы гимназии и социума.

Гимназия работает в режиме шестидневной рабочей недели, кроме 1-х классов, с соблюдением нормативов: по итоговой нагрузке, по обязательной нагрузке, по образовательным областям в разрезе классов. Представлены все образовательные компоненты и учебные предметы, необходимые для выполнения государственного образовательного стандарта. Продолжительность учебного года составляет 33 учебные недели для первых классов и 34 учебные недели для 2 – 11 классов. Продолжительность урока 45 минут. В  1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, согласно нормативным документам.

Начальное общее образование – первая ступень общего образования призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития ребёнка. В начальной школе 1 «А», 1 «Б», 2 «А», 2 «Б», 2 «В», 3 «Б», 3 «В», 4 «А», 4 «Б», 4 «В» - работают по системе Л.В. Занкова, 3 «А»,  по системе Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

Базисный учебный план 1,2,3 и 5 классов соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, содействует исполнению ФГОС.

Базисный учебный план состоит из одной  части:

инвариантной части (обязательной); 

Обязательная часть базисного учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех в учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть   базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение целей современного начального образования:

формирование гражданской идентичности обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;

готовность обучающихся к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к информационным технологиям;

формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;

личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

В соответствии с общими тенденциями в образовании и ФГОС результаты, традиционно считающиеся предметными (например, умение читать, понимая текст) являются в ФГОС метапредметными. В силу этого и других важных причин,  реализация содержание образования реализуется  в интегрированных курсах, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностный подход и индивидуализацию обучения.

Внеурочная деятельность организуется за счет часов дополнительного образования, и в соответствии с требованиями Стандарта осуществляется по следующим  направлениям развития личности:

духовно-нравственное;

социальное;

общеинтеллектуальное;

общекультурное;

спортивно-оздоровительное

Формы внеурочной деятельности:

экскурсии;

 кружки;

 секции;

 круглые столы;

 конференции;

диспуты;

работы школьных научных обществ;

олимпиады;

 соревнования;

поисковые и научные исследования и т.д.

 

Занятия могут проводиться не только учителями общеобразовательных учреждений, но и педагогами учреждений дополнительного образования.

В федеральном компоненте учебного плана для 4 классов количество часов на изучение предметов федерального компонента соответствует требованиям. С учетом приказа от 01.02.2012 № 74 Минобрнауки России в Федеральный компонент введен курс «Основы религиозных культур и светской этики»  1 час в неделю.

Отличительной особенностью учебного плана первой ступени является введение пропедевтического курса информатики с 3-го класса. Таким образом, часы школьного компонента учебного плана на первой ступени обучения распределены следующим образом:

1. Добавлено в инвариантную часть:

  в параллели 2-х классов – русский язык (1 час), математика (1 час),                

  в параллели 3-х классов -  математика - 1 час; информатика и ИКТ – 1 час;

  в параллели 4-х классов -  математика - 1 час; информатика и ИКТ – 1 час.

         Количество часов на изучение русского языка во 2 классе увеличено с целью расширения возможности обучающихся самостоятельно решать орфографические задачи разных типов, конкретизируя способ действия с условиями этих задач.

         Для полной реализации программы по математике в рамках технологии развивающего обучения количество часов увеличено во 2,  3 и 4 классах на расширение  и углубление общего и математического кругозора обучающихся; на формирование основ теоретического мышления: рефлексии, анализа, планирования, памяти, воображения и других познавательных процессов; на изучение вопросов геометрического характера.

         Введение курса информатики и ИКТ с 3 класса предполагает развитие у современных школьников устойчивых навыков реше­ния задач, связанных с использованием системно-информационного языка, что обеспечивается применением формальной логики и алгоритмического подхода к решению задач,  формированием объектно-ориентированного и системного подходов при рассмотрении сложных объектов и явлений.

2) Вариативная часть учебного плана представлена в параллели  2 классов индивидуальной  и групповой работой (1 час).

Часы выделены для проектной работы и  работы с одарёнными детьми.

         II. Учебный план для 5-х классов реализующих ФГОС ООО, составлен с учетом плана ступени основного общего образования (5-9 классы)

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Учебный план составлен с целью дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья.

Внеурочная деятельность организуется за рамками учебного плана по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Реализация внеурочной деятельности осуществляется через возможности гимназии и учреждений дополнительного образования детей. 6 часов, отводимых на внеучебную деятельность, используются в формах, отличных от урочной системы обучения

Содержание внеурочных занятий сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

 

На ступени основного общего образования реализуются общеобразовательные программы основного общего образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку по предметам гуманитарного, математического и естественно-научного профиля.

Гуманитарная составляющая вариативной части учебного плана второй ступени обучения представлена увеличением часов на изучение русского языка в 7 классе, введением курса стилистики в 5-7 классах, краеведческой составляющей курса географии в 6 классе,  музыки и изобразительного искусства в 8 классе.

Увеличение количества часов в 5 классе на преподавание русского языка направлено на достижение следующих целей:

?       взаимосвязи основных единиц и уровней языка;

?       языковой норме, её функций, нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.

Увеличение количества часов в 7 классе на преподавание русского языка направлено на достижение следующих целей:

?       обобщение, систематизация, углубление сведений по следующим темам: «наречие», «причастие», «деепричастие», «служебные части речи»;

?       овладение умениями опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые явления и факты с учётом их различных интерпретациях;

?       оценивать языковые явления и факты с точки зрения нормативности.

Введение предмета «Стилистика»  в 5-7 классах направлено на достижение следующих целей:

?       развитие и совершенствование способов к речевому взаимодействию и социальной адаптации;

?       углублению знаний по лингвистике как науке; языку как многофункциональной развивающей системе.

Увеличение часов географии в 6 классе – на изучение краеведческой составляющей данного предмета (добавлен 1 час).

Математическая составляющая вариативной части учебного плана второй ступени обучения представлена увеличением часов на математику в 5 и 6 классе с целью формирования первоначальных навыков решения жизненно - практических задач по планиметрии, освоения основных понятий раздела стереометрии (геометрические тела: основные виды, основные элементы), формирования навыков осознанного выбора в жизненных ситуациях на основе знаний теории вероятностей. В 7 и 8 классе, увеличение количества часов направлено на развитие пространственных представлений, первоначальных навыков геометрических построений и решению нестандартных задач. В 9 классе вводится курс  по выбору – черчение, за счёт часов гимназического компонента с целью формирования у обучающихся графической грамоты и элементов графической культуры.

Естественно – научная составляющая вариативной части учебного плана представлена введением краеведческой составляющей курса биологии в 6 классе (добавлен 1 час). Для реализации с 8 класса разноуровневого изучения химии в 7 классе вводится пропедевтический курс химии с целью создать познавательную мотивацию к изучению систематического курса, сформировать предметные знания, умения и навыки (в первую очередь расчётные и экспериментальные), интегрировать знания по предметам естественного цикла на основе учебной дисциплины «Химия».

         На второй ступени обучения продолжается реализация пропедевтического курса информатики и ИКТ в 5-7 классах. Цели пропедевтического курса информатики в  среднем звене:

?       формирование у обучающихся готовности к информа­ционно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

?       пропедевтика понятий по темам: «информация и её свойства», «устройство и принципы работы компьютера»,  «объекты и системы» и «информационное моделирование»;

?        развитие алгоритмического мышления при составлении алгоритмов для различных исполнителей.

Для организации учебного процесса по индивидуальным учебным планам педагогическим коллективом гимназии осуществляется планомерная работа с учащимися и их родителями.

Индивидуализация учебного плана в 5–7 классах  реализуется через систему дополнительного образования, целью  которого является  развитие творческих способностей обучающихся и подготовка к разноуровневому обучению в 8–9 классах. 

В 7 классе для успешного формирования сводных групп  уровневого изучения предметов с 8 класса социально-психологическая служба и служба мониторинга гимназии реализует программу мониторинговых исследований по предпрофильной подготовке.  Разработанные тематические  родительские собрания позволяют сориентировать родителей на помощь детям в выборе уровня изучения предметов. Традиционное КТД «Мир науки», подготовленное учителями-предметниками и старшеклассниками  помогают учащимся 7 классов понять  значимость изучаемых предметов, увидеть их практическое применение в жизни. Всё это способствует осознанному выбору при составлении индивидуального учебного плана с 8 класса.

Часы гимназического компонента учебного плана в  8, 9 классах направлены на реализацию разноуровневого изучения отдельных предметов, согласно приказа департамента образования городского округа г. Рыбинск № 01-03/41-3 от 18.04.2005г. и  в соответствии с письмом департамента образования Администрации Ярославской области № 01-10/594 от 29.03.2005 «Об организации предпрофильной подготовки в лицеях, гимназиях, школах с углублённым изучением отдельных предметов в Ярославской области».

         В 2013-2014 учебном году, согласно индивидуальному выбору учащихся, организуется разноуровневое обучение по следующим предметам:

?       8 классы: русский язык, математика, история, физика, биология.

?       9 классы: русский язык, математика, физика, история, биология, химия.

Часы элективных курсов на 2013-2014 учебный год в параллели 9-х классов, согласно индивидуальному выбору обучающихся, распределены для реализации программ разноуровнего изучения предметов, для ведения элективных курсов: «Найди себя. Профессиональное самоопределение», «Электротехника в быту», «Автомобиль и безопасность на дорогах», «Рукоделие», «Черчение».

Индивидуальные учебные планы обучающихся прилагаются.

Обязательная нагрузка по гимназии определена в количестве:

?       8 классы – 35 часов

?       9 классы – 35 часов

?       10 классы – 36 часов

?       11 классы – 36 часов.

III. На III ступени обучения реализуются общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углублённую) подготовку по предметам гуманитарного, математического и естественно-научного профиля в рамках индивидуального учебного плана. призванного обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся, содействовать их общественному и гражданскому самоопределению.

Гуманитарная составляющая представлена введением в учебный план русского языка, экономики на профильном уровне и предмета философии за счёт компонента образовательного учреждения, элективными предметами: основы педагогики и психологии, основы делопроизводства, методы исторического исследования, латинский язык, стилистика.

Математическая составляющая третьей ступени обучения представлена углублённым изучением физики и математики, профильным изучением математики, элективными предметами: актуальные вопросы теории и практики курса физики, основы геометрического моделирования, оператор ЭВМ, прикладная информатика, электротехника. На базовом уровне добавлен 1 час математики с целью формирования комплексности знаний по математике для эффективного решения жизненно-практических задач, в том числе межпредметного содержания (физика, химия, биология).

     Естественно – научная составляющая учебного плана третьей ступени представлена углублённым изучением химии, биологии и элективными предметами: медицина, основы прикладной химии, основы молекулярной биологии  и генетического анализа.  На базовом уровне в 10 и 11 классах добавлен 1 час на изучение  химии и биологии с целью расширения и упрочнения знаний, развития познавательного интереса, целенаправленной предпрофессиональной ориентации старшеклассников, также введение в преподавание творческих (проектная деятельность) заданий, содействующих повышению познавательной активности учащихся.          

Часы элективных предметов учебного плана направлены на удовлетворение  познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.

         Федеральные компоненты и предметы учебного плана обеспечены соответствующими утверждёнными программами, рекомендованными МО РФ, учебниками, методическими пособиями.

         В соответствии с наполняемостью все классы подлежат делению на подгруппы по иностранному языку, физической культуре, технологии, по основам информатики и ИКТ.        

         В этом учебном году гимназии № 8 им. Л.М. Марасиновой сотрудничает со следующими вузами:

- Рыбинская государственный авиационный технологический университет (РГАТУ);

- Московская финансово – промышленная академия (МФПА);

- Ярославская государственная медицинская академия (ЯГМА);

- Томский институт развивающих технологий;

- Институт биологии внутренних вод Российской академии наук им. Папанина  

  (ИБВВ РАН).

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".