НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Русский язык, 2 класс

Проект интерактивного урока по русскому языку
«Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?», 2 класс

 

Разработала учитель гимназии №8 г. Рыбинска
Масалова Татьяна Николаевна

 

Система Д.Б.Эльконина-В.В. Давыдова

  Учебник В.В. Репкин, Т.В. Некрасова, Е.В. Восторгова «Русский язык»

 

Тема: Как проверить орфограмму слабой позиции без словаря?

Задачи:

1.Создать ситуацию, в которой учащиеся осознают недостаточность своего знания для решения возникшей задачи;

2.Зафиксировать место разрыва в виде модели;

3. Проанализировать условия решения задачи;

4. Сконструировать новый способ действия;

5. Организовать рефлексию.

Тип урока: Урок постановки и решения учебной задачи.

Основные понятия: орфограмма слабой позиции, Закон Русского Письма, сильная позиция звука.

Формы взаимодействия:

Индивидуальная, парная, групповая.

Планируемый результат: открыть новый способ действия – проверка по сильной позиции звука.

Оборудование: листы для групповой работы ( А 3), маркеры, инструкции для организации работы в группе( 6 групп), интерактивная доска.

 

2 класс, 2 четверть.

1.     Литература: В.В. Репкин «Русский язык» учебник в 2-х частях. Издательство «Вита Пресс» Москва, 2012 г.

2.     И.П. Старагина «Рабочая тетрадь по русскому языку» в 2-х частях. Издательство «Вита Пресс» Москва, 2012 г.

3.     Т.В. Некрасова «Методический комментарий к учебнику русского языка» Издательство «Вита Пресс» Москва, 2011 г. 

4.     Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина: Книга для учителя. Издательство «Просвещение» Москва, 1993г.

А.К. Дусавицкий, Е.М. Кондратюк, И.Н. Толмачёва, З.И. Шилкунова «Урок в развивающем обучении» Издательство «Вита Пресс» Москва, 2008 г.  
 

Этапы урока

Содержание

Деятельность учеников, учителя

Инструменты,

Страница флипчарта

1.Создание ситуации успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Постановка учебной задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Фиксирование проблемы в виде модели.

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ условий

поставленной задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Конструирование нового способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.Моделирование

открытого способа действия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.Итоговая рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашнее ззадание

-Какой способ есть у нас, чтобы писать без ошибок?

(Письмо с пропусками орфограмм слабых позиций).

-А легко ли писать с пропусками орфограмм слабых позиций?

 

1)      –Догадайтесь, какое слово я задумала по его описанию в толковом словаре.

2)      -Запишите это  слово с пропуском орфограмм слабых позиций:

·         Акробат (_кр_ба_)-цирковой гимнаст, спортсмен. занимающийся акробатикой;

·         Винегрет (в_н_гре_)-холодное кушанье из мелко нарезанных овощей, мяса, рыбы, яиц с соусом, маслом;

·         Обложка (_бло_к_)-верхние плотные листы,  с двух сторон закрывающие книгу, тетрадь

·         Салазки( с_ла_к_)-маленькие деревянные санки

·         Беседка(б_се_к_)-крытая легкая постройка для отдыха в саду, парке

-Проверьте свою работу.

 

-Оцените свое умение видеть орфограммы слабых позиций:

уверенно

неуверенно

-Так легко или трудно писать с дырками?

 

 

 

 

 

 

 2)-Умеем ли мы закрывать дырки? Как?

 (Проверять по словарю)

      (После ответа фиксирую внимание на модели)

                                     [ _  ]

                                 Словарь

-Проверьте по словарю орфограммы в этих словах. Карандашом заполните пробелы.

·         Самостоятельная работа.

·         Проверка

-Молодцы! Научились проверять по словарю!

 

 

 

 

 

 

? Можно ли назвать способ проверки по словарю надежным? Почему?

(  Да.  Словарь - научная книга.)

Удобным? Почему?

(Нет. Некоторых слов в словарике нет.

Очень долго приходится искать нужное слово)

 

-Давайте посмотрим, что об этом думает Сам Самыч?

 

-Какой новый герой появился?

(Эл Элыч)

-Кто это?

-Какая проблема возникла у Сам Самыча?

(Не знает как писать: ДАРАГОЙ, ДАРОГОЙ, ДОРОГОЙ?

Оказался дома без словаря).

 

 

?-А может писать наугад, как предлагает Сам Самыч? Может Эл Элыч ничего не заметит?

( Стыдно скрывать свое незнание.

Не научишься никогда писать грамотно.)

 

     -Что же решил Сам Самыч? Читаем по цепочке 2 абзац на странице 118

 

                    

?-Что является настоящей бедой по мнению Петиного папы? Прочитайте.

-Перечитайте 2 строчки второго четверостишия. Как понимаете слова?

·         пыжится (стараться изо всех сил что-нибудь сделать - обычно безрезультатно – держать себя напыщенно, важно)

·         слыть (быть известным в качестве кого-нибудь)

·         прореха (дыра на одежде, порванное место; недостаток, упущение)

·         невежда (малообразованный человек)

 

?-Какой совет дает Петин папа, чтобы этого не случилось? Прочитайте.

 

1)      Дочитаем рассказ.

?-Чему хочет научиться робот? (Строим модель)

                                                                             

                                                   [ _  ]

                                                Словарь

 

-А вы хотите научиться проверять орфограммы без словаря?

-Что будем делать? (Искать новый способ проверки)

 

       1)-Попробуем решить эту проблему в группах. Каждая группа получает:

·         Слово-задание;

·         Инструктаж по работе группы;

·         Чистый лист.

-Вспомним условия успешности работы группы. (Дружно,спокойно, результативно)

Время работы группы 7 минут(Слова для исследования: слоны, круг, дворы, зуб, бревно , дуб)

       2)Самостоятельная работа групп.

       3) Проверка работы групп.

 

-Рассмотрите все отчеты. На какие 2 группы их можно разделить?

(1.Проверяли гласный звук.

2.Проверяли согласный звук)

-Рассмотрим первую группу слов.

-С работой какой группы вы не согласны? Какой способ проверки нашли дети? Какой закон они применили?

(Проверяли по сильной позиции звука по ЗАКОНУ РУССКОГО ПИСЬМА)

 

-Рассмотрите вторую группу слов.

С работой какой группы вы не согласны? Какой способ проверки нашли дети? Какой закон они применили?

 

 

 

-Сравните все отчеты групп. Чем похожи? Что общего?

·         Изменили слово по числу;

·         Изменилась позиция звука;

·         По ЗАКОНУ РУССКОГО ПИСЬМА написали букву, как звук в сильной позиции.

 

-Новый способ работает и с гласными, и с согласными? Можно ли его назвать общим?

 

 

-Молодцы! Теперь нам осталось самое трудное и ответственное задание. Нужно составить модель для робота.

-Каждая группа попробует сконструировать модель для Сам Самыча.

Время работы группы 5 минут.

Работа групп.

Проверка работы групп. (вывешивают на доску)

 

-Рассмотрите. Найдите самую точную модель.

                                  

                         [ _ ] // [  /\ ]

                                    Буква

 

-Что было нового на уроке?

-Как вы думаете, что мы будем делать на следующих уроках?

(Проверять – работает ли новая модель)

 

Домашнее задание : списать упражнение №45 .Рабочая тетрадь №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с интерактивной доской

 

(Дети отгадывают слово  и записывают в тетради с пропуском орфограмм слабых позиций)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

 

Самооценка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Работа в парах или индивидуально по желанию.

 

 

 

 

 

По цепочке ученики орфографически проговаривают, ученик у доски проявляет правильный ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение фрагмента

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа по учебнику.

 

Стихотворение выразительно читает учитель

 

 

Работа с толковым словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выборочное чтение.

 

 

 

 

 

 

 

Мотивация на

исследование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Представители групп прикрепляют отчет на доску)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект скрытого объекта

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открывает учитель штору

6

Перетаскивание смайликов

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект  скрытого объекта

8

 

 

Волшебные чернила

9

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр фрагмента мультфильма с постановкой проблемы

        10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект скрытого объекта

       11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перо, соединения

           12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маркер

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Штора

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эффект скрытого объекта

 

 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".