Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. По нашему мнению, эти отношения определяются понятиями:
сотрудничество- предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом их индивидуальных возможностей и способностей. Это «общение на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, оценивать и контролировать.
Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание, взаимовлияние. Все эти характеристики тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены.
взаимодействие – представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании перцепции и с помощью общения.
Задачи взаимодействия с родителями:
1. Изучение семьи и установление контактов с ее членами с целью согласования воспитательных воздействий на ребенка.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения педагогического образования.
3. Включение родителей в общественные формы самоуправления ДОУ.
Функции работы групп детей дошкольного возраста гимназии №8 с семьей
-
Ознакомление родителей с содержанием и методикой воспитательно-образовательного процесса, организованного ОУ.
-
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Главное условие информация должна быть актуальной для родителей и не являться формальностью.
-
Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность.
-
Помощь отдельным семьям в воспитании. Осуществляется в том случае, если родители просят совета у педагога в разрешении той или иной сложной ситуации в воспитании ребёнка, либо семья относиться к «группе риска»
- Взаимодействие с общественными организациями родителей, родительским комитетом и т.д.
Родители должны быть уверены в том, что ОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребёнком. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.
Условия эффективного взаимодействия и принципы:
-
Открытость детского сада для семьи. Каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок. Иметь возможность влиять на деятельность ДОУ.
-
Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.
-
Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
-
Обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к взаимодействию с семьями. Учет своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, стиля семейного воспитания, структуры семьи, социального статуса.
-
Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства, уважения и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности.
-
Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Наиболее существенными принципами во взаимоотношениях ДОУ и семьи являются гуманность, толерантность, т.е. признание достоинства, свободы личности, терпимость к мнению другого; доброе внимательное отношение всех участников взаимодействия.
-
Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности ДОУ. Родители хотят знать: учитывают ли воспитатели их мнение, реагируют ли на замечания, предложения, советы с их стороны. Воспитатели, в свою очередь,- как реагируют родители на предложения и советы со стороны воспитателей, имеют ли встречные предложения.
Все формы работы с родителями, используемые в нашем ОУ, создают атмосферу доверия и сотрудничества в коллективе взрослых, окружающих ребенка. Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным.
Одним из основных выводов, который мы сделали для себя является: чтобы повысить активность родителей, нужно научить их безбоязненно задавать вопросы и предъявлять претензии к нам, с уверенностью получить профессиональное разрешение проблемы.